PDA

Просмотр полной версии : Будни гастрольного звукорежиссера


John2007
10.12.2008, 21:31
Уважаемые жители этого сайта! Находясь на бескрайних просторах сети интернет, я нашёл следующее, прочтите может кому и пригодиться:

Будни гастрольного звукорежиссера

Сегодня подавляющее число концертов российских групп и звезд отечественного шоу-бизнеса проходит в формате солист + фонограмма (минус столько-то) + группа музыкантов. В этом же формате проходят различные музыкальные фестивали, городские мероприятия (типа День города) и праздники. Как быстро и качественно подготовить аппарат к такому концерту, чтобы ничего не забыть и всем было удобно во время выступления? Не собираюсь открывать для вас какие-то истины, просто хочу поделиться личным опытом работы концертного (гастрольного) звукорежиссера.

Не будет преувеличением сказать, что 99 процентов общего объема работы концертного звукорежиссера приходится на саундчек. Для того, чтобы во время концерта можно было спокойно заниматься решением творческих задач, очень важно грамотно организовать и поэтапно пройти весь процесс настройки аппаратуры, музыкантов и солиста. Об этом-то увлекательном занятии мы сегодня и поговорим. Для удобства разделим всю работу на несколько последовательных этапов:

• настройка основной звукоусилительной системы
• настройка микрофона солиста
• настройка эффектов
• настройка мониторного тракта
• настройка фонограммы (ничего смешного)
• настройка музыкантов
• общая настройка и сведение.

Вот мы добрались до площадки. После знакомства с местным звукачом, пока музыканты расчехляют и настраивают свои инструменты, можно поставить в MD свою пластинку и не спеша, наклеивая на микшер Tape для разметки, начать знакомство с техническими и акустическими условиями. Как правило, я сразу ставлю фонограмму того артиста, с которым работаю, прикидывая, что происходит с амплитудно-частотной характеристикой помещения (если мы находимся в помещении), насколько хорошо звук распределен по нему, какова реверберация этого помещения, каков запас громкости основной системы и т. д.

Закончив коммутацию привезенного с собой, а также необходимого в работе местного оборудования, можно приступать непосредственно к настройке основной звукоусилительной системы.

Настройка основной звукоусилительной системы

Процесс настройки основной системы будет зависеть от того, какую конфигурацию эта система имеет. Возможны варианты:
микшерный пульт + эквалайзер +
1 – кроссовер + усилители + акустические системы
2 – контроллер + усилители + акустические системы
3 – усилители + пасивный кроссовер + акустические системы
4 – контроллер + активные акустические системы
5 – активные акустические системы и т. д.

Акустика. Настраивать здесь в принципе нечего. В лучшем случае можно изменить направление излучения, проще говоря, подвигать колонки вправо-влево, вверх-вниз. В худшем случае мы столкнемся с противофазой. Если у нас акустика с возможностью прямого доступа к диффузорам динамических головок, то вычислить эту бестию можно простым дедовским способом. Подключим два провода к входу акустической системы, дотронемся рукой до диффузора любой низкочастотной головки и присоединим свободные концы проводов к девятивольтовой батарее. Если в момент подключения батареи мы почувствуем толчок, положительной фазой акустической системы является провод, присоединенный к плюсу батареи. Если в момент подключения диффузор сместится вглубь акустической системы, положительной фазой акустической системы является провод, присоединенный к минусу батареи. Если некоторые из диффузоров головок сместятся в отрицательном направлении, их контакты необходимо поменять местами. Если диффузоры динамических головок закрыты или их отклонение незначительно, можно определить фазность при помощи специального прибора определителя фазы.
Пассивный кроссовер (частотно-полосовой фильтр). Обычно размещается в акустических системах и в редких случаях имеет переключатели ослабления для средних и высоких частот -3 дБ – 6 дБ. Если вам это необходимо, используйте эти аттенюаторы для изменения АЧХ. Если их нет, то на нет и суда нет.

Усилитель. Многие усилители имеют из органов управления только кнопку включения питания. Некоторые имеют еще и ручки громкости. Если для усиления каждой частотной полосы (низ, середина, верх) используется свой усилитель, то в случае необходимости можно воспользоваться ручками громкости каждого усилителя для изменения баланса между частотными полосами в нужном направлении.
Кроссовер. Имеет потенциометры для изменения уровня громкости на каждую из частотных полос и изменения границы раздела между этими полосами. Также может быть возможность изменения крутизны частотного спада на границе полос и изменения количества этих самых полос (например, три полосы в режиме стерео или пять в режиме моно). Этот прибор чем-то напоминает параметрический эквалайзер. Но если в эквалайзере неверно выбрать частоту, то это приведет лишь к изменению АЧХ, а если неверно задать границу частоты на кроссовере, это может привести к весьма ощутимым искажениям или даже повреждению акустических систем. Например, если границу между средней и низкой полосой выставить ниже того, что могут воспроизвести акустические системы средней полосы, мы гарантированно получим искажения в средней полосе из-за низкочастотных составляющих сигнала, перегружающих среднюю полосу. Так что при настройке кроссовера очень важно, чтобы границы разделения полос на нем, совпадали с частотными диапазонами акустических систем той или иной полосы. Ну а баланс между полосами – это уже в какой-то степени дело вкуса.

Контроллер. В отличие от своего предшественника кроссовера контроллер работает практически в автоматическом режиме, а зачастую вообще изготавливается производителем для работы с конкретной акустикой (JBL,Electro-Voice). Кроме того, что он делит приходящий на него сигнал на полосы, он еще получает и анализирует сигнал с выходов усилителей, что позволяет надежно защищать акустические системы от перегрузок.

Мастер-эквалайзер. Главной функцией эквалайзера является коррекция звучания помещения, так как именно помещение, а не звуковоспроизводящая система вносит наибольшие искажения в звучание. Однако искажения, вносимые звуковоспроизводящей системой, тоже могут быть значительными.

Существует несколько основных способов коррекции амплитудно-частотной характеристики системы звуковоспроизведения:
• при помощи микрофона;
• при помощи тестовой фонограммы;
• при помощи генератора розового шума и анализатора спектра.

Я считаю первый способ самым простым, действенным, максимально адекватным, и, что особенно важно, самым быстрым. Тот же анализатор спектра – это всего лишь удобный прибор для оценки акустических характеристик помещения. Но характеристика звучания, будучи линейной, в отношении контрольного микрофона, вовсе не обязана быть линейной для слухового восприятия. В любом случае второй и третий способы требуют доработки на слух, так что я предпочитаю именно первый и делаю это при помощи того самого микрофона, с которым во время концерта будет работать солист.
Эквалайзер может уже иметь заданную хозяином аппарата "картинку". Не торопитесь ее ломать. Включите эквалайзер в режим bypass и сравните ее с линейной. Возможно, эта "картинка" вас устроит либо потребует незначительных изменений. Если же ваши взгляды на звук с автором "картинки" категорически не совпадают, тогда вперед.
Установите на мастер-эквалайзере линейную характеристику. Возьмите контрольный микрофон в руку. Подключите микрофон к одному из каналов пульта, установите на этом канале линейную характеристику. Начинайте произносить в микрофон магические заклинания ("раз-раз", "проба", "сто двадцать три", "сосисочная" и т. д.) и постепенно увеличивать уровень громкости микрофона. В тот момент, когда система начнет возбуждаться, постарайтесь снять это возбуждение мастер-эквалайзером. После этого еще раз попробуйте увеличить уровень громкости микрофона. Повторяйте эту операцию до тех пор, пока на эквалайзере не выстроится требуемая "картинка".
Так же можно проверить отдельно каждую полосу на эквалайзере. Поставьте на микрофонном входе громкость на 3–5 дБ меньше максимально возможной. Теперь поочередно увеличивайте на мастер-эквалайзере уровень каждой частоты выше 0 дБ. Те частоты, на которых система начнет возбуждаться, необходимо подрезать. Чем меньше уровень частоты, на котором происходит возбуждение, тем сильнее ее нужно подрезать.

Иногда (к счастью, достаточно редко) приходится видеть следующее: все движки эквалайзера, за исключением четырех-пяти штук, находятся почти в крайнем нижнем положении. Спрашивается: не проще ли убрать общий уровень громкости? К тому же не следует забывать, что эквалайзер есть также на микрофонном входе микшера и что кроме вокала будут звучать еще разные инструменты. Очень важно на этом этапе найти баланс между максимально естественным звучанием основной звуковоспроизводящей системы и минимальным количеством ее возбуждения вследствие акустических обратных связей.

Добавлю только, что проблемные места в АЧХ помещений могут быть разными, но наиболее частые проблемные места в АЧХ звуковоспроизводящих систем это 125–160 Гц, 316–400 Гц, 630–800 Гц, 3,15–4 кГц, 6,3–8 кГц.

Настройка микрофона солиста

Как вы уже поняли из предыдущей части, частично настройка микрофона уже началась. Теперь же все по порядку.

Коммутация. Мы знаем, что в нашей системе нет мониторного пульта (наиболее частая ситуация), а вся раздача и коррекция сигналов на мониторы производится с FOH-пульта. Для того, чтобы иметь возможность управлять сигналом микрофона солиста, который идет на мастер, независимо от сигнала, идущего на мониторы, нужно просто подключить микрофон параллельно сразу на два соседних канала пульта. Прежде всего, это позволит иметь разные АЧХ микрофона в мониторах и основной системе, что очень важно. Для этого можно использовать переходник XLR мама на два XLR папа. Теперь, как бы мы ни меняли звук в основной системе, это не изменит наших настроек в мониторах и наоборот.

Чувствительность.Установите на этом канале линейную характеристику. Поставьте ручку gain в крайнее левое положение и нажмите кнопку PFL. Начинайте кричать в микрофон "ахтунг-ахтунг" и вращать ручку gain вправо до тех пор, пока на звуке "ах" индикатор уровня PFL не будет показывать значение 0+1 дБ. Это и есть нормальный уровень чувствительности. Уровень gain влияет не только на уровень, но и на окраску сигнала. Так, завышенный уровень сделает звук более прозрачным и ломким, а заниженный, наоборот, более тусклым. Иногда это можно использовать. Главное, при этом помнить что вкус и чувство меры – прежде всего.

Теперь отстраиваем наш первый (мастер) микрофонный канал.

Эквалайзер. При хорошей отстройке мастер-эквалайзера АЧХ микрофона потребует лишь небольшой коррекции. Можно отстроить микрофон так, что он будет звучать подобно микрофону ведущего на FM радиостанции: жирный низ, яркий верх и мягкая, почти вырезанная середина. Но мы не на радио, и одновременно с солистом у нас будет звучать еще куча музыкантов. При такой настройке голос солиста будет сливаться с остальными звуками и никакой громкостью и эффектами вы не сделаете его разборчивым и внятным. Наша же задача – разместить всех музыкантов в звуковом пространстве соответственно их ролям, как это делает фотограф, размещая участников группового портрета так, чтобы никто никого не загораживал и каждого было видно.
Голос должен звучать достаточно сухо, но плотно. В вокале очень важно звучание среднечастотной составляющей. Если необходимо сделать вокал ярче, чем он есть, не торопитесь поднимать уровень высоких частот. Возможно, предпочтительнее будет немного уменьшить уровень низких частот эквалайзером или обрезным фильтром. Звучание вокала станет легче, а субъективно – ярче.

Динамическая обработка. Подключите компрессор к микрофонному входу через разъем insert. Поставьте уровень порога срабатывания (threshold) на -5–10 дБ, а коэффициент компрессии (ratio) 3:1. Ручки attack и release (если они есть) лучше поставить в крайнее левое положение, но можно нажать кнопку auto.

Теперь звучание микрофона вас полностью устраивает, но нормальная громкость развивается только при крайнем верхнем положении фейдера. А ведь еще нужен запас примерно в 6–10 дБ. В таком случае нажмите на микрофонном входе кнопку посыла на... свободную подгруппу или VCA (если есть такая возможность).

Настройка эффектов

В основном процессорами эффектов обрабатывается вокал, а также солирующие инструменты (духовые), реже ударные. На этом этапе все зависит от ваших желаний и потребностей. Но как в блюзе есть двенадцать тактов, так и в применении эффектов есть свой прожиточный минимум: Hall, Delay, которые применяются (в основном для обработки вокала) практически всеми. Собственно, настройка сводится к выбору того или иного пресета и подгонки его основных параметров (time , feedback , decay...) под себя.

В зависимости от акустики помещения время затухания эффекта Hall: decay 1,5–3,5 сек; а чтобы основной сигнал, смешиваясь с эффектом, не превращался в кучу малу, необходимо выставить время предварительной задержки-predelay примерно 30–40 мс.
Эффект Delay: feedback-20%, time – в режиме tap. Если на эквалайзере возврата эффекта Delay срезать высокие частоты и подмешать обработанный сигнал к основному так, чтобы повторения не были четкими, а как бы сливались в единую массу, можно получить живое и естественное ощущение глубины пространства.

John2007
10.12.2008, 21:33
Настройка мониторного тракта

Отстройка мониторного эквалайзера производится почти по той же схеме, что и настройка мастер-эквалайзера. Только теперь мы будем использовать второй (параллельный) микрофонный вход на микшере.

Мониторные эквалайзеры должны быть размещены на сцене. Установите на эквалайзере второго микрофонного входа линейную характеристику, подайте сигнал с этого входа на первую линию мониторов и пройдите на сцену (предполагается настройка радиомикрофона). Подавать сигнал нужно в режиме "prefade". Попросите кого-нибудь плавно увеличить уровень посыла на первую линию до появления возбуждения. Если вам некого попросить, воспользуйтесь для достижения той же цели регулятором выходного уровня на эквалайзере первой линии мониторов. Теперь постарайтесь снять появившееся возбуждение (какая же сексуальная работа – быть звукорежиссером!) этим же эквалайзером. Еще раз попробуйте увеличить уровень и т. д. Настройте таким же образом остальные линии мониторов.
Не забудьте после настройки мониторного эквалайзера вернуть ручку выходного уровня на прежнее место и компенсировать эту потерю на столько же децибел ручкой посыла на пульте.
Доведите, если это необходимо, звучание микрофона при помощи входного эквалайзера на пульте.

Настройка фонограммы

Что написано, как говорится, то и записано. Мастерингом заниматься уже поздно. Настроить фонограмму значит установить баланс звучания между микрофоном и фонограммой. В первой линии соотношение микрофон-фонограмма устанавливается с приоритетом для микрофона – примерно 2:1. Солисты предпочитают слышать из "своей" мониторной линии свой голос, и они абсолютно правы. Поверьте, недостатка в аккомпанементе не будет. Музыканты попросят себе во вторую линию столько фонограммы, что мало не покажется ни солисту, ни хору, ни зрителям. Звуки же, извлекаемые музыкантами, появляются в первой линии довольно редко. Это обычно происходит при выступлении полностью живых групп или в случае выступления автора-исполнителя, который аккомпанирует себе на гитаре или клавишных, как это делает, например, Игорь Николаев.

Настройка музыкантов

В принципе нет особой разницы, кого за кем настраивать, но на практике применяется следующая последовательность: ударные, бас, гитара, клавишные, бэк-вокал.

Ударные. Стандартная ударная установка: бас-барабан, малый барабан, альт, том, бас-том, хай-хэт и две тарелки, или kick, snare, alto, tom, floor tom, hi-hat, crash & ride. Звук с барабанов снимается динамическими микрофонами, с "железа" – конденсаторными. Получается по одному микрофону на каждый барабан (альт и том иногда снимаются одним микрофоном), один на хэт, и два (overhead) сверху на "железо".

Kick. Установите на эквалайзере входа kick линейную характеристику. Попросите барабанщика бить в барабан равными длительностями на уровне и установите необходимый уровень чувствительности. Отстройте звучание барабана при помощи входного эквалайзера. Сами барабанщики кроме основного плотного, насыщенного низкими и низкой серединой удара любят еще и четко прослушивающийся шлепок в высокочастотном регистре, который дает возможность хорошо чувствовать атаку удара.
Довольно часто возникают проблемы из-за слишком большого времени послезвучия даже у хорошо отстроенных и заглушенных барабанов. Это может привести к возбуждению микрофонов или неприятному, почти постоянному фону по низкой частоте в мониторах и основной звукоусилительной системе. Справиться с проблемой можно при помощи noise/gate или expander/gate. Очень удобно использовать для этих целей приборы типа DBX-166XL. Они вмещают в себя кроме gate еще и compressor, который помогает сделать звук барабанов более плотным и упругим. Как раз то, что требует современная музыка, когда компрессия (особенно в ритм-секции) используется как эффект.
Сначала отстраиваем компрессор. Ручки attack и release лучше поставить в положение быстрого срабатывания, порог срабатывания (threshold) -10 дБ и коэффициент компрессии (ratio) 3:1. При таком положении ручек барабаны должны звучать практически натурально. В секции gate при помощи ручек threshold и ratio установите необходимые уровень срабатывания и скорость закрытия. Теперь, даже если сам барабан будет продолжать резонировать дольше необходимого, gate будет "снимать ноту" тогда, когда это нужно вам. В завершение процесса пошлите сигнал бочки во вторую линию и согласуйте его уровень с потребностями музыкантов.
Отстройте по этому принципу остальные барабаны.

"Железо".Здесь достаточно выставить чувствительность и снять низкие частоты на эквалайзере. Если же есть возможность и необходимость, можно обработать hi-hat и overhead хорусом и добавить немного холла. Это сделает звучание "меди" мягким и рассыпчатым.
Теперь установите желаемый баланс бочки, малого барабана и хай-хэта. Добавьте альты, том и "медь". Для того, чтобы было удобно изменять уровень громкости всей ударной установки, заведите все ее входы на отдельную подгруппу или VCA.

Бас.Установите на эквалайзере входа bass линейную характеристику. Попросите басиста поиграть что-нибудь ровными длительностями с максимальной атакой и установите необходимый уровень чувствительности. Сигнал бас-гитары лучше снимать в линию. Отстройте эквалайзер. Пошлите сигнал баса музыкантам во вторую линию.

Гитара. Установите на эквалайзере входа guitar линейную характеристику. Попросите гитариста поиграть что-нибудь ровными длительностями с максимальной атакой и громкостью, установите необходимый уровень чувствительности. Сигнал гитары лучше снимать микрофоном с комбика. Микрофон на стойке разместите под углом 90 перед передней панелью напротив динамика, посередине, между его центром и краем. Отстройте эквалайзер. Пошлите сигнал гитары музыкантам во вторую линию.

Клавишные. Установите на эквалайзере входа keyboards линейную характеристику. Попросите клавишника поиграть что-нибудь с максимальной атакой и громкостью, установите необходимый уровень чувствительности. Отстройте эквалайзер. Пошлите сигнал клавишных музыкантам во вторую линию.

Бэк-вокал. Попросите бэк-вокалистов пропеть что-нибудь (только не арию Квазимодо) с максимальной громкостью, установите необходимый уровень чувствительности. Отстройте эквалайзер. Пошлите сигнал во вторую линию. Дайте немного реверберации на бэк-вокал.

Общая настройка и сведение

Начните сведение с ударных и баса. Звук баса не должен превращаться в гудящий низкочастотный фон и тонуть в звуке ударных. Каждая нота должна читаться четко. При необходимости подстройте эквалайзер бас-гитары. Добавьте к ним гитару, клавишные, затем бэк-вокал.
Теперь включите фонограмму на той громкости, на которой собираетесь работать во время концерта, и отстройте баланс между этой фонограммой и музыкантами. Не прячьте музыкантов за фонограмму, даже если на ней записано все, кроме голоса, – их должно быть слышно. Самая хорошая фонограмма так и останется фонограммой, запертой в стерильное звучание студийного помещения. Музыканты же помогут вам соединить ее звучание со звучанием того помещения, где вы находитесь, сделать из разных частей единое целое. Живые барабаны сделают звучание ритм-секции (даже если на фонограмме записаны “электрошки”) плотным и убедительным, а остальные инструменты дадут так необходимые глубину и объем.
Основной вокал по громкости должен находиться на уровне солирующего инструмента. Не стоит сильно отрывать его от звучания аккомпанемента (делать слишком громким), это неестественно. Не злоупотребляйте также количеством эффекта на голосе, иначе вы "замылите" его, лишите вокал четкости.

prozvuk
10.12.2008, 23:06
Вот видите.
Всё уже написано до вас.

Nikich 777
11.12.2008, 08:25
Установите на мастер-эквалайзере линейную характеристику
Имееться в виду все регуляторы на уровне 0 дб?
Возьмите контрольный микрофон в руку. Подключите микрофон к одному из каналов пульта, установите на этом канале линейную характеристику. Начинайте произносить в микрофон магические заклинания ("раз-раз", "проба", "сто двадцать три", "сосисочная" и т. д.) и постепенно увеличивать уровень громкости микрофона. В тот момент, когда система начнет возбуждаться, постарайтесь снять это возбуждение мастер-эквалайзером. После этого еще раз попробуйте увеличить уровень громкости микрофона. Повторяйте эту операцию до тех пор, пока на эквалайзере не выстроится требуемая "картинка".
Так же можно проверить отдельно каждую полосу на эквалайзере. Поставьте на микрофонном входе громкость на 3–5 дБ меньше максимально возможной. Теперь поочередно увеличивайте на мастер-эквалайзере уровень каждой частоты выше 0 дБ. Те частоты, на которых система начнет возбуждаться, необходимо подрезать. Чем меньше уровень частоты, на котором происходит возбуждение, тем сильнее ее нужно подрезать.
Но ведь вокальный микрофон имеет свою ачх, причем каждый - разную. И по идее будут заводиться те частоты, которые подняты в ачх именно этого конкретного микрофона. А если отстраивать другим миком, то картинка на графическом мастер эквалайзере (и соответственно частотная настройка всего аппарата будет несколько иной) Или надо пользоваться контрольным, с линейной характеристикой?

Vokalmen
11.12.2008, 09:17
Если руководствоваться только этими рекомендациями этого звукорежа при настройке микрофонов, то звук будет полное гавно, что часто и бывает (свой голос невозможно узнать). Настроить максимально громко-это не значит максимально хорошо. То что хорошо для мониторной линии-гавно для порталов.

John2007
11.12.2008, 11:01
Ребята обсуждайте, дискутируйте. Я ведь написал в начале, что нашёл всё это на бескрайних просторах инета. Может и сгодиться кому? А на деле оказалось, вроде всё в дом для семьи, а тут на тебе полное, простите г...но. :tu:

Vokalmen
11.12.2008, 11:19
Ребята обсуждайте, дискутируйте. Я ведь написал в начале, что нашёл всё это на бескрайних просторах инета. Может и сгодиться кому? А на деле оказалось, вроде всё в дом для семьи, а тут на тебе полное, простите г...но. :tu:

Всё нормально и много полезной информации. Я ВЕДЬ ПРО ЗВУК, А НЕ ПРО ЛЮДЕЙ, а это, извини, огромная разница. Спасибо за инфу.:pivo:

Nikich 777
11.12.2008, 12:20
Всё нормально и много полезной информации. Я ВЕДЬ ПРО ЗВУК, А НЕ ПРО ЛЮДЕЙ, а это, извини, огромная разница. Спасибо за инфу.
Присоединяюсь! Действительно много полезной и интересной инфы. И отдельная благодарность завсё в дом для семьи :pivo::pivo::pivo:

HSH
11.12.2008, 14:02
FAQ "Занимательная микрохирургия глаза в домашних условиях." или "Пока папа спит."

В остальном, как говорится, no comments.

maestro116
11.12.2008, 14:24
На бескрайних полях интернета и не такое можно...:wink: Информация, безусловно, полезная, каждый может что то почерпнуть для себя, сравнить свои методы с описанными. Как показывает практика, нет какого то единого рецепта, некоего усредненного эталона. Каждый состоявшийся звукорежиссер и его команда руководствуется, как правило, своим ,наработанным опытом- методом. В литературе (том же интете) описываются в качестве примеров ЧАСТНЫЕ случаи. А каждый ЧАСТНЫЙ случай- в своем роде- УНИКАЛЬНЫЙ. Поэтому каждая команда реализует свой саунд-инжиниринг по своему. Причем, результаты этих разных по сути вещей примерно одинаков.:wink: А хаять попытки Джона 2007 "популяризовать" на форуме выжимки из интернета, на мой неискушенный взгляд, не стоит.

prozvuk
11.12.2008, 14:32
Как выжить на гастролях
Итак, с сумками, забитыми “под завязку” кабелями, инструментами и сетевыми колодками (см. “Шоу-Мастер” № 2-1999-17), и вооруженный знаниями о том, что аппарат должен иметь двукратный избыток мощности, звукорежиссер прибывает в город N. Пока артисты отдыхают от дороги, чистят перышки, обедают (завтракают, ужинают) или осматривают достопримечательности, он, бедняга, мчится на площадку. Случай № 1 (идеальный): площадка стационарная, например, зал местной филармонии или ДК чего-то-обогатительного-комбината. Аппарат стоит не первый год, в принципе настроен, местные технари знают, где что лежит и куда что воткнуть. Случай № 2 (идеальный): площадка уличная, но аппарат обкатанный, монтируется за 1–2 дня до мероприятия, вопросы размещения и подключения к моменту приезда гастролеров в целом решены.
Случай N№ 3 (реальный): начало сборки аппарата 11.00, концерт – 18.00. Процесс сильно зависит от профессионализма и педантичности хозяев аппарата. У приезжего звукорежиссера немного, но вполне достаточно времени для того, чтобы освоиться, настроиться и даже изменить размещение и коммутацию (в разумных пределах) “под себя”.
Случай N№ 4 (сколь кошмарный, столь и распространенный): концерт в 19.00, в 15.00 все ждут аппарат, в 16.00 все ждут аппарат, в 17.00 аппарат привозят, в 18.00 выясняется, что привезли короткий мультикор, и звукорежиссера ставят перед фактом, что пульт будет стоять у самой сцены, в 19.00 начало включения первых стоек, в 19.30 публика поднимает скандал, в 19.45 начинается концерт, аппарат настраивается на ходу. Лет 10 назад верным признаком случая N№ 3, причем в наихудшем его проявлении, была фраза встречающего на вокзале организатора о том, что “на нашем аппарате недавно Пугачева и Леонтьев работали – в восторге были”. Интересно, про кого врут сейчас, но в любом случае подобные слова означают для прибывшего звукорежиссера боевую тревогу.
На стадии знакомства с площадкой от звукорежиссера требуются три качества.
1. Умение оценить выставленный аппарат – его мощность, способность развивать звуковое давление (т. е. КПД), возможности по управлению звуковым полем и настройке.
2. Умение оценить площадку, ее акустические характеристики, размещение сцены и зрителей, “узкие” места (в залах это углы и балкон, на стадионах – ширина трибун).
3. Быстро соображать, как получить желаемое, используя п. 1 и 2.
В условиях, когда нет возможности выбрать аппаратуру и весьма ограничены вариации ее размещения плюс дефицит времени, важно твердо знать, чего хочешь, и постараться добиться этого, чем можешь. Компромиссы неизбежны, важно, чтобы они не касались принципиальных вопросов. Например, если вам предлагают озвучить стадион портальными громкоговорителями, стоящими прямо на траве футбольного поля, стоит пустить в ход всю изобретательность и дипломатические способности и добиться установки порталов на подставки (вплоть до кузовов грузовиков), ибо в противном, и очень противном, случае звук будет отвратительным: верхние ряды получат лишь средне- и верхнечастотную область звука, к тому же громкость будет абсолютно недостаточной. Практически звук будет сбалансированным в лучшем случае лишь в точке размещения пульта (если он стоит в районе первого ряда). На стадионах лучшим решением будет установка двух, развернутых веером, групп громкоговорителей, стоящих на металлических ферменных конструкциях высотой 3-5 метров для высоких трибун и 2-3 метра для небольших. Крайне нежелательно размещение пульта сбоку от оси симметрии системы и (или) слишком близко к ней. Минимально допустимым можно считать такое расстояние до порталов, когда система “левый портал – пульт – правый портал” образуют равносторонний треугольник.
Кроме того, место установки пульта обязательно должно “простреливаться” среднечастотными группами порталов. В процессе отстройки системы стоит лично прогуляться по всей зоне, отведенной для зрителей, слева направо и снизу вверх, чтобы выявить наличие “мертвых зон” и зон с частотно-несбалансированным звуком. В некоторых пределах звуковое поле можно выровнять поворотом и наклоном средне- и высокочастотных громкоговорителей. Труднее всего озвучивать Дворцы спорта ангарного типа со сводчатой или купольной крышей и стеклянными стенами. В принципе единственно возможный способ озвучить такой зал минимальным количеством аппарата с приемлемым качеством – это подвесить над сценой звуковую “люстру”, создающую как бы точечный источник звука. По крайней мере это позволяет избежать перекрестных фазовых эффектов и уменьшит количество паразитных отражений.
Если в вопрос размещения акустических систем удается вмешаться не всегда, то контролировать процесс настройки аппарата приезжий звукорежиссер просто обязан. Оптимальный порядок настройки всегда постоянен: вначале отслушиваются отдельные полосы (в многополосных системах) с целью выявления несфазированных громкоговорителей и уточнения кроссоверных точек (т. е. частот разделения полос), затем – балансирование звучания порталов кроссоверами (входы оконечных усилителей на этом этапе должны быть полностью открыты!) и лишь на завершающей стадии возможна коррекция графическими эквалайзерами.
Настройку необходимо проводить на хорошо знакомой и заведомо высококачественной, полноценной по спектру и балансу фонограмме.
Самая грубая ошибка при настройке аппарата – настройка с помощью анализатора спектра по шумовому сигналу при установке микрофона в зоне зрительских мест. Во-первых, этот процесс может привести к выходу из строя высокочастотных громкоговорителей – “твиттеров”. Они рассчитаны на импульсный сигнал и плохо переносят длительное воздействие сигнала с высоким средним уровнем, даже если этот средний уровень не превышает номинальной мощности. Подача же в многополосную акустическую систему белого шума, т. е. шумового сигнала с равной по октавам средней мощностью, однозначно выведет “пищалки” из строя.
Во-вторых, если вы выстроите идеальную характеристику в конкретном месте зала, а затем переместите микрофон на 2-3 метра в сторону, окажется, что всю настройку нужно начинать сначала. И так для любой точки в зрительном зале. Ничего удивительного в этом нет. Воспринимать звук вне зависимости от акустических характеристик данной точки зала адекватно слушателю помогает способность человеческого мозга адаптироваться к среде. (Скорее всего, не только человеческого, но коль скоро наука, изучающая это явление, называется психоакустикой, а “психо” переводится как “душа”, вопрос переходит в область другой науки – теософии. Спор о том, обладают ли другие животные, кроме человека, душой, интересен – автор, к примеру, абсолютно убежден, что коты обладают – но явно выходит за рамки этой статьи. По крайней мере у нас еще не вошло в привычку организовывать концерты для иных, нежели приматы, обитателей Земли).
Суть явления адаптации сводится к тому, что любой человек, попав в любую акустическую обстановку, анализирует звуки, их отражения и шумы и составляет некий образ акустической характеристики данного пространства.
Процесс этот происходит без участия сознания, на инстинктивном уровне. И если на сцене появляется трубач, слушатель подсознательно готов услышать звук, который соответствует именно этому инструменту, как бы вводя в свое восприятие своеобразное предыскажение. В этом, кстати, кроется причина неуспеха ранних попыток замены естественной акустики распределенной электроакустической системой, например, в Кремлевском Дворце съездов. Необходимая для восприятия речей вождей “мертвая” речевая акустика гигантского зала неприятно воздействует на зрителей, как бы вступая в противоречие с их бытовым опытом – чем больше помещение, тем большую гулкость оно имеет. Когда же начинает играть оркестр, а десятки и сотни динамиков имитируют естественные отражения звуковых волн, присущие акустически традиционному залу, восприятие слушателей испытывает второй стресс от несоответствия интуитивно ожидаемого звука реально слышимому.
Суть сего пространного рассуждения такова: если акустические системы (порталы) вне особенностей помещения звучат ровно, слушатель в любой точке зала получит более или менее верное представление о звуковом образе, создаваемом артистами (иногда – звукорежиссерами. Помните анекдот о том, кто самый главный на концерте? Я! – говорит звукорежиссер своей девушке. – Вот смотри – артист поет? Убираю эту ручку... не поет!). Конечно, серьезные акустические дефекты зала такая “мозговая коррекция” не устранит, но тут уж претензии надо предъявлять строителям. К таким серьезным дефектам относятся точки узлов и кучностей стоячих волн – первые проявляются как звуковая “яма”, вторые – как неприятный гудящий призвук, и резонансные явления – чаще всего дребезжание облицовочных панелей потолка и стен.
Из всего сказанного не следует, что анализатор спектра надо выкинуть на помойку. Просто им надо пользоваться осторожно, а показания не уподоблять вердикту Соломона. Хороший, а главное, быстрый результат можно получить с помощью анализатора спектра, если воспользоваться следующей методикой.
Измерительный микрофон устанавливается в ближней зоне акустической системы, на оси ее излучения. Иными словами, в той точке, где энергия отраженных волн пренебрежительно мала по сравнению с энергией прямого излучения, а низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные излучатели системы находятся примерно на равном расстоянии от измерительного микрофона, размещенного в зоне максимума диаграммы направленности (в особенности высокочастотных излучателей). Чаще всего эта точка находится на высоте середины акустической системы или чуть выше на расстоянии от нее, не превышающем собственной высоты этой системы. В портал подается “розовый” шум мощностью не более 1–2 % от номинальной мощности системы. Такая мощность безопасна для твиттеров и снижает энергию отраженного сигнала до минимума.
Кроссовером, а затем эквалайзером характеристике придается вид трапеции, горизонтальной и по возможности ровной в области от 300 Гц до 5–6 кГц и небольшим плавным спадом (1,5–3 дБ/окт) на краях диапазона. Причем линия движков графического эквалайзера также должна быть плавной. Если для достижения ровной характеристики требуется поставить соседние движки на эквалайзере в противоположные стороны, делать это категорически не рекомендуется. Лучше оставить немного неровной характеристику, а еще лучше найти причину этого дефекта. Чаще всего причина кроется в противофазном включении громкоговорителей или неверно выбранной частоте раздела на кроссовере.
Вообще, работая с графическим эквалайзером, особенно 1/3 октавным, полезно придерживаться следующих правил.
1. Регулировки “в минус” всегда предпочтительнее регулировок “в плюс” (относительно среднего положения “0 дБ”).
2. Ручки полосных фильтров лучше двигать не по одной, а щепотью, как бы “проминая” линию.
3. Максимальная регулировка не должна превышать 3–5 дБ от среднего положения.
4. Крайние регуляторы (НЧ и ВЧ) ни в коем случае не должны стоять в “плюсовом” положении (особенно низкочастотный).
Наиболее распространенная на практике регулировка эквалайзера для поп-концерта имеет вид кривой с горбиком в районе 100 Гц, небольшим “вспуханием” в области 6–12,5 кГц и “продавленной” областью 400 Гц–1,5 кГц. Для музыки с агрессивными гитарами “продавливать” область 400–800 Гц нужно с величайшей осторожностью, ибо эта область придает гитарам необходимую “сочность”, но, с другой стороны, опасна с точки зрения “бубнения”. В любом случае настройка с помощью анализатора спектра дает лишь начальный, базовый вариант. Окончательная настройка проводится только на слух после отстройки обоих порталов “на себя” по отдельности. Она заключается в небольшой коррекции в процессе прослушивания голоса и эталонной фонограммы в разных точках зала. Самой серьезной проблемой остается разница между пустым и заполненным залом. Поневоле “достраивать” звук приходится по ходу мероприятия, и тут уже действия звукорежиссера должны напоминать действия хирурга – ни одного лишнего. Ситуация усложняется многократно, если баланс мониторов обеспечивается с основного пульта, ведь то, что слышат артисты на сцене, напрямую влияет на их работу. Полагать, что они слышат только мониторы, будет серьезной ошибкой. Отраженный залом звук вносит серьезный вклад в звуковое поле на пространстве сцены, и значительные его изменения приводят к дискомфорту для исполнителей. Проблема решается установкой мониторного пульта и одновременно усложняется дороговизной аппарата и необходимостью иметь мониторного звукорежиссера, знакомого как с программой, так и с особенностями требований исполнителей.
Здесь мы вплотную подошли к следующей после настройки глобальной задаче – созданию равнокомфортных условий как в зале, так и на сцене. В одном из прошлых номеров журнала я упоминал в контексте студийной работы о чрезвычайно полезном навыке “видеть” пульт так, словно он прозрачный – естественно, я не имею в виду физические “потроха” в виде печатных плат, конденсаторов и микросхем (хотя это также является полезным качеством), но “видеть” построение блок-схемы пульта – взаимное расположение регулируемых и буферных каскадов, регуляторов и точек их ответвления и пересечения. Жизнь гастрольного звукорежиссера осложняет значительное разнообразие пультов, в принципе одинаковых по построению и отличающихся в мелочах. К сожалению, ошибка в подобной “мелочи” на концерте неисправима и иногда может привести к весьма печальным последствиям. Поэтому уяснить до начала концерта основные особенности конкретного пульта желательно с той же дотошностью, с какой летчик-испытатель изучает новый самолет. Пульт, конечно, проще самолета, но у испытателя есть техническое описание и обычно достаточно времени для его изучения. Какие же особенности микшерных пультов могут представлять угрозу для концерта? Во-первых, непривычные регулировки.
Например, у пультов Tesla Metronom (почти ископаемые, но еще встречающиеся существа) регулировка чувствительности входа (Gain) происходит наоборот – поворот по часовой стрелке уменьшает усиление, а против часовой стрелки – увеличивает.
Скажем, если по ходу концерта микрофонный усилитель ощутимо начинает перегружаться, естественное желание чуть-чуть сбавить усиление, выполняемое рефлекторно, может потрясти зрителей (буквально).
В тех же оригинальных пультах разрывы в подгруппах инициируются кнопками Insert, которые в отключенном положении просто перемыкают контакты гнезд Send/Return. Далеко не все приборы, включаемые в разрыв, способны спокойно пережить замыкание своего выхода на свой же вход. Например, эквалайзер из того же тесловского комплекта немедленно впадает в истерическую генерацию – самовозбуждение столь интенсивное, что это пролезает на выход пульта в виде треска или писка.
Далее, не существует единого стандарта врезки разрывных гнезд в тракт до либо после эквалайзера, более того, у некоторых пультов выбор места разрыва определяется положением “джампера” на плате, и у разных владельцев инсерты могут быть включены различно.
Естественно, включенный в разрыв внешний компрессор поведет себя совершенно по-разному, а Noise Gate либо будет неэффективным (если Insert стоит до эквалайзера), либо потребует подстройки после любой регулировки на эквалайзере (если Insert осуществлен после). Еще больше хлопот может доставить подключение aux до/после фейдера и мьютирование (на некоторых пультах кнопка Mute не запирает отборы на aux-pre-fader). Сигнал, отключенный от порталов и не слышимый звукорежиссером, может при этом грохотать в мониторах на сцене. Иногда можно столкнуться и с наличием у пульта фазоинверсных участков тракта. Чаще всего это встречается у недорогих пультов, где в целях экономии сигнал на Master Insert отбирается сразу после сумматора, как правило, выполненного по фазоинверсной схеме.
Функция “Solo” отличается от функции “PFL” тем, что нажатие кнопки PFL подключает соответствующий канал к тракту прослушивания, а нажатие кнопки Solo мьютирует, то есть запирает все каналы, кроме выбранного. В больших концертных пультах фирмы Амек активизация режима чистого Solo производится большой красной кнопкой под защитным колпачком, а в более дешевых пультах такой защиты нет. Путаницу вносит небрежность многих пультостроителей, пишущих на классических PFL-кнопках (PFL = pre Fader Listening, дофейдерное прослушивание) Solo и тем самым притупляющих бдительность.
Пульты с чрезмерно развитой внутренней коммутацией (пример – фирма Soundcraft, чемпион – пульт Soundcraft “Saphyre”) вообще схожи с головоломкой на тему “ну и где же сигнал?!”
К этим ужасам остается добавить, что при возникновении нештатной ситуации (от перегрузки микрофона до отказа кнопки или “вылетания” предохранителя в приборе, включенном в разрыв) звукорежиссер обязан за несколько секунд определить место, в котором произошла неприятность, устранить слышимое ее проявление и найти оптимальный путь для восстановления рабочей конфигурации. Эту нелегкую задачу осложняет многовариантность возможных действий, причем правильным бывает единственное из них (к примеру, устранение возникшего “перегруза” требует быстрого анализа тракта и выявление именно того регулятора, который позволит, с одной стороны, устранить искажения, а с другой, сохранить уровень сигнала достаточным для поддержания требуемого баланса).
Кроме того, выполняя какое-либо действие “на ходу”, приходится одновременно “видеть” всю цепочку последствий. Скажем, изменяя входную чувствительность ячейки пульта для устранения искажений в микрофонном усилителе (действие, абсолютно нежелательное во время концерта, но из-за существенной разницы в акустике пустого и заполненного зала иногда, увы, неизбежное), следует помнить, что уровень звука уменьшится как в порталах, так и в мониторах на сцене. Портальный звук можно выровнять соответствующим движением фейдера, а мониторный приходится добавлять ручкой aux наугад. Прослушивание мониторной линии в наушниках дает слабый эффект: после выхода aux пульта, откуда отбирается сигнал для контроля, идут эквалайзеры, усилители и собственно мониторы, да и звуковая картина на сцене совершенно иная. В итоге звук мониторной линии в наушниках звукорежиссера абсолютно непохож на слышимый исполнителями.
Звуковой баланс – штука нежная, и, начав что-либо регулировать на концерте, вы можете столкнуться с цепкой реакцией взаимных корректировок, способной привести в кратчайшее время к полному “развалу” звуковой картины.
Завершая тему настройки и перестройки, позволю себе адресовать заинтересованного читателя к книге Питера Бьюика “Живой звук”. Несмотря на то, что некоторые утверждения автора, мягко говоря, небесспорны (особенно в части технической и теоретической), в книге содержатся поистине бесценные советы и нетрадиционный взгляд именно на практические аспекты концертной звукорежиссуры.

Д. Колесник, инженер, звукорежиссер

Nikich 777
11.12.2008, 14:45
FAQ "Занимательная микрохирургия глаза в домашних условиях." или "Пока папа спит."

В остальном, как говорится, no comments.
Че то не догоню к чему сие сказано..
А хаять попытки Джона 2007 "популяризовать" на форуме выжимки из интернета, на мой неискушенный взгляд, не стоит.
Дык ни хто ж Джона и не хает! Просто возникло пара вопросов, ответы на которые, ожидались, кстати от вас, уважаемые мэтры.:aga:
Как выжить на гастролях
Давненько читал эту статью. Очень порадовала своей актуальностью фраза Случай N№ 4 (сколь кошмарный, столь и распространенный): концерт в 19.00, в 15.00 все ждут аппарат, в 16.00 все ждут аппарат, в 17.00 аппарат привозят, в 18.00 выясняется, что привезли короткий мультикор, и звукорежиссера ставят перед фактом, что пульт будет стоять у самой сцены, в 19.00 начало включения первых стоек, в 19.30 публика поднимает скандал, в 19.45 начинается концерт, аппарат настраивается на ходу. Лет 10 назад верным признаком случая N№ 3, причем в наихудшем его проявлении, была фраза встречающего на вокзале организатора о том, что “на нашем аппарате недавно Пугачева и Леонтьев работали – в восторге были”.

prozvuk
11.12.2008, 15:00
Давненько читал эту статью.
Первую часть не могу в Нете найти.

maestro116
11.12.2008, 15:06
Никич, ну это пара вопросов, на которые как то неудобно даже отвечать. Видимо автор под понятием "линейная характеристика" и имеет виду flat, нулевую установку всех регуляторов эквалайзера. Вроде, ясно как день. А вод по поводу "контрольных микрофонов" ( интересный термин) каждый решает для себя, какой микрофон считать "контрольным".

Nikich 777
11.12.2008, 15:25
Никич, ну это пара вопросов, на которые как то неудобно даже отвечать. Видимо автор под понятием "линейная характеристика" и имеет виду flat, нулевую установку всех регуляторов эквалайзера. Вроде, ясно как день. А вод по поводу "контрольных микрофонов" ( интересный термин) каждый решает для себя, какой микрофон считать "контрольным".
А не надо стесняться, отвечайте и все :wink::pivo: А если серьезно, то мне и правда интересен вопрос по поводу отстройки Но характеристика звучания, будучи линейной, в отношении контрольного микрофона, вовсе не обязана быть линейной для слухового восприятия. ..так что я предпочитаю именно первый и делаю это при помощи того самого микрофона, с которым во время концерта будет работать солист.

Ведь... м... как бы сказать.. не линейность микрофона вовсе не обязана совпадать с нелинейностью РА. Тоесть частоты, которые производитель сознательно поднимает(или опускает) в ачх вокального микрофона, вовсе не обязательно будут лишними в общем саунде. Таким образом свести к минимуму обратную связь, срезая частоты, которые заводяться при поднятии мощности, с конкретно этого микрофона, а не с общего микса, да, согласен., а вот отстраивать таким образом общюю ачх мне кажеться в корне неправильным. Но это мне кажеться, а судя по А каждый ЧАСТНЫЙ случай- в своем роде- УНИКАЛЬНЫЙ
тоесть этот случай(такой способ отстройки АЧХ РА) в качестве частного и уникального может быть верным? Тогда просьба объяснить, при каких условиях это будет так.

HSH
11.12.2008, 15:26
Че то не догоню к чему сие сказано..
К тому, что если бедный чайник повторит всё то, что написано в статье, не обратив внимания на массу нюансов, о которых в этой статье не написано, то получит такой же результат как при попытке вылечить папину близорукость в домашних условиях пока он спит при помощи ножниц и крючка для вязания.
И, вообще, молодой человек, выньте руки из карманов... это не вежливо!:biggrin:

maestro116
11.12.2008, 15:40
И все таки хочу надеяться, что вообще уж конченных "бедных чайников" в нашем ремесле немаэ.:wink:Что то за последнее время на бескрайних весях нашей родины не встречал таковых. А пути дороги часто пересекаются. Более того, как то озвучивали второстепенный экшн ващще в тьмутаракани, лохмаче не найдешь провинции. Аппарат выставлен, свет установлен. шторы висят. Дело катится к чеку. Ну.ладно, война -войной, время в- дабл, а берла не предвидится. Ну. и- разбрелись, кто куда. Часа через три собрались в кучку, а местные РДКовские, как тут выразились- бедные чайники, так наколдовали с нашим аппаратом, такого звука от него мы еще не слышали.Постояли рядом, покачали головами. поцокали языками, да так все и оставили. Более того, за пультами весь экшн бедные чайники отработали. Да еще КАК!:)))) Да потом бедные чайники отпетым кочумам в ножки кланялись да ручки целовали, хотя должно было бы все наоборот!

HSH
11.12.2008, 15:47
И все таки хочу надеяться, что "бедных чайников" в нашем ремесле немаэ.Что то за последнее время на бескрайних весях нашей родины не встречал таковых. А пути дороги часто пересекаются.
Ну... возможно это не скромно... но я себя профессионалом не считаю)))))

John2007
11.12.2008, 15:56
Расчёт именно был на новичков, коим являюсь и я, для того чтобы данная статья стала отправной точкой в их начинаниях и конечно же индивидуальность настройки того или иного девайса безусловно присутствует на все 100%. Ну а спросить мэтров как настроить то или иное музыкальное оборудование, сам Бог новичкам велел. Поэтому новички не стесняйтесь спрашивать, мир хоть и злой нынче, но всё же не без добрых людей. Спасибо за вашу поддержку и понимание. С новым наступающим Вас 2009 годом. :smile:

maestro116
11.12.2008, 16:01
Профессионал, это специалист, который сколь либо продолжительное время ЗАРАБАТЫВАЕТ себе на жизнь своим ремеслом, деятельностью в определенной сфере, призванием-наконец. И- чем уже специализация, тем "профессиональнее профессионализм":wink: Профессиональный звукорежиссер гораздо меньше знает свойства конкретного аппарата, чем его (конкретного аппарата) звукооператор.Так же, как- к примеру, толковый и профессиональный главный механик, может вообще не знать устройство конкретного автомобиля. Можно не считать себя профессионалом в сфере электроакустики, если основная работа у Вас, положим- брокер на бирже:wink: Тогда звукорежиссерство для Вас не более чем- ХОББИ:)))))

maestro116
11.12.2008, 16:10
Джон! Тут такое дело. Агроном может быстро и толково передать весь свой опыт молодому преемнику. Автослесарь может рассказать новичку все нюансы ремонта двигателя. Химикам- физикам-математикам еще проще. Как прикажете передать Вам целиком и полностью и с нюансами-секретами опыт практической сценической электроакустики? Если каждый пефоманс, каждый экшн для меня самого -откровение и открытие??? Установить аппарат,уметь крутить ручки, таскать бины-стойки-шланги,это- не самое главное, поверьте старому толстому. Должна в нашем деле тоже быть искра божья, некий талант- что ли...А опыт- он придет, не волнуйтесь, ОБЯЗАТЕЛЬНО!:)))

prozvuk
11.12.2008, 16:21
Уровень gain влияет не только на уровень, но и на окраску сигнала. Так, завышенный уровень сделает звук более прозрачным и ломким, а заниженный, наоборот, более тусклым. Иногда это можно использовать.
Как-то ненаучно.
Типа использование ПРЕампа в режиме компрессора?
Ну уж если клиппанёт, мало не покажется.
Клип индикатор всегда на выходе линейки. Если в разрыве стоит компрессор, клип преампа уже не контролируется.
По мне лучше минимально возможный гейн.


Я ВЕДЬ ПРО ЗВУК
Это я ПРОЗВУК.)))

Aleksandr1
11.12.2008, 16:46
Сообщение от John2007
Уровень gain влияет не только на уровень, но и на окраску сигнала.

Как-то ненаучно.

Встречаюсь порой с таким мнением, но на ухи разницы не замечал хотя крутил гейны как мог... :wink:
Наверное в прошлом это и работало, но не сейчас.:smile:

maestro116
11.12.2008, 16:56
ПРО!:ok::biggrin: В некоторых старых (аналоговых:wink:)пультах такое встречалось, подтверждаю. При завышении чувствительности, на пороге переусиления, такое явление имело место быть. Сейчас, на современном оборудовании -не встречал.

Vokalmen
11.12.2008, 17:08
На бескрайних полях интернета и не такое можно...:wink: Информация, безусловно, полезная, каждый может что то почерпнуть для себя, сравнить свои методы с описанными. Как показывает практика, нет какого то единого рецепта, некоего усредненного эталона. Каждый состоявшийся звукорежиссер и его команда руководствуется, как правило, своим ,наработанным опытом- методом. В литературе (том же интете) описываются в качестве примеров ЧАСТНЫЕ случаи. А каждый ЧАСТНЫЙ случай- в своем роде- УНИКАЛЬНЫЙ. Поэтому каждая команда реализует свой саунд-инжиниринг по своему. Причем, результаты этих разных по сути вещей примерно одинаков.:wink: А хаять попытки Джона 2007 "популяризовать" на форуме выжимки из интернета, на мой неискушенный взгляд, не стоит.
Всё правильно. Я со всем согласен. Я всё-таки никого не хаял, а дал оценку звуку, корорый можно услышать после определённой настройки.

Vokalmen
11.12.2008, 17:15
Это я ПРОЗВУК.)))

Лёша, не вели казнить! Вели миловать!:biggrin:

prozvuk
11.12.2008, 17:21
В некоторых старых (аналоговых)пультах такое встречалось,
В ламповых, видимо.

Наверное в прошлом это и работало, но не сейчас
Вот старинный способ установки Гейна от Вилли Токарева.
Ставишь канальный мик фейдер на 0dB, крутишь Гейн от 0 до появления свиста.
Всё.
Сам так не делаю и не советую никому.

alekseymih
11.12.2008, 17:55
John2007,pivo::pivo:
prozvuk,:pivo:
спасибо! Кое что для себя взял, но вот на практике мне кажется все очень индивидуально. Но как макет -СУПЕРРР!!!!! Это для опытных! Наверное если начинающие это прочитают и попытаются повторить, долго потом ....МАТЬ вспоминать будут!!!!!!!!!:biggrin:: ИМХО!

John2007
11.12.2008, 20:05
Друзья и всё-таки серьёзно! Как правильно выставить Гейн на микрофоне? Мне один подсказал выставить на 2 часа, появляется фон. приходиться убирать примерно на 12, а то и вовсе на 11 часов. Посоветуйте.

John2007
11.12.2008, 20:09
John2007,pivo::pivo:
prozvuk,:pivo:
спасибо! Кое что для себя взял, но вот на практике мне кажется все очень индивидуально. Но как макет -СУПЕРРР!!!!! Это для опытных! Наверное если начинающие это прочитают и попытаются повторить, долго потом ....МАТЬ вспоминать будут!!!!!!!!!:biggrin:: ИМХО!
Как макет и планировался. Конечно для начинающих такое брать за основу...., то они не только мать вспомнят.:biggrin:

prozvuk
11.12.2008, 23:19
появляется фон
Тут не ясно с терминологией.
Я уж не помню откуда, но повелось так, фоном называть помехи, связанные с частотой питающей сети переменного тока. 50Гц в Европе.
Поэтомупоявляется фонпри установке Гейна мне неведомо.

Как правильно выставить Гейн на микрофоне?
Если мик проводной, по ситуации, смысл не перегрузить Преамп миксера.
Трезвая конференция это одно, а пьяная свабля,-сам понимаешь.

Если беспроводной, то сначала не перегрузить сам радиоканал, далее понятно.

Aleksandr1
11.12.2008, 23:45
Ставишь канальный мик фейдер на 0dB, крутишь Гейн от 0 до появления свиста.
Всё.

Я делаю исключительно так как удобно, то бишь до свиста почти полный ползунок чтоб прибавить-убавить можно было двигать смело!:ok:
Но видел ботанов первым делом в ноль все выставляющих!:biggrin:
Звучит у них какашно, поэтому в расчет их доводы не принимаю.
Эксперименты рулят!:ok::biggrin:

Зы. Ноль почти наверху значит я делаю как Вилли Токарев!:vah:
Но дошел до этого сам!:tongue::biggrin:

prozvuk
12.12.2008, 00:24
Зы. Ноль почти наверху значит я делаю как Вилли Токарев!
Я ж не шучу. Так оно и было.
Минус он воткнул в две стереопары.
То есть полное моно.
Ну я спорить не стал.

alekseymih
12.12.2008, 07:46
Тут не ясно с терминологией.
Я уж не помню откуда, но повелось так, фоном называть помехи, связанные с частотой питающей сети переменного тока. 50Гц в Европе.
Чтобы избавиться фона я пробовал вырезать частоту 50 и 100гц, помогает , но.. и обертона теряются. Не знаю у кого как, а я использую везде симметрию, даже если она не предусмотрена и и фона как не бывало!!!!

HSH
12.12.2008, 08:51
Друзья и всё-таки серьёзно! Как правильно выставить Гейн на микрофоне? Мне один подсказал выставить на 2 часа, появляется фон. приходиться убирать примерно на 12, а то и вовсе на 11 часов. Посоветуйте.

Чтобы при максимальном уровне звукового давления на мембрану микрофона, PFL -уровень не превышал значения 0 dB. Шутки по поводу допустимой перегрузки, которую "держат" преды микшеров, лучше пропустить мимо ушей, т.к. перегрузки и так будут присутствовать, ибо индикатор уровня на микшере показывает среднее значение уровня (кое-кто даже считает, что среднеквадратичное:wink:), а кратковременные пики так и остаются скрыты от наблюдателя, хотя их фактический уровень может очень сильно превышать отображаемый индикатором. Об этом многие не знают, а многие забывают.

maestro116
12.12.2008, 09:43
а я использую везде симметрию, даже если она не предусмотрена и и фона как не бывало!!!! Каким это образом???:wink: Этт, знаете, равнозначно сказать А я слушаю и пишу стерео, даже если это моно-магнитофон:wink:
КАК ПОЛЬЗОВАТЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (ГЕЙН), вот вопрос вопросов:rolleyes:!!! Млин, как правильно достаточно открыть кран, чтобы вода была теплой и ее хватало, чтобы умыться ,но и не так сильно, чтоб не забрызгаться и не устроить потоп.
Термин ФОН ,если уж совсем придерживаться канонов- да, имеет отношение к проникновению в звуковой тракт частоты питания (50 герц и их гармоники). Но так повелось, что термином фон обозначают и бэкап.

Aleksandr1
12.12.2008, 09:53
КАК ПОЛЬЗОВАТЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (ГЕЙН), вот вопрос вопросов

Думается мне это актуально для инструментальных усилков и комбиков, но никак не для микшеров...:wink:
Если у микшера чувствительность влияет на тембр - это однозначно брак!:jopa:

maestro116
12.12.2008, 10:11
Ну да, давление и напор воды в кране не влияет на ее химический состав:biggrin:

John2007
12.12.2008, 11:07
а я использую везде симметрию, даже если она не предусмотрена и и фона как не бывало!!!! Каким это образом???:wink: Этт, знаете, равнозначно сказать А я слушаю и пишу стерео, даже если это моно-магнитофон:wink:
КАК ПОЛЬЗОВАТЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (ГЕЙН), вот вопрос вопросов:rolleyes:!!! Млин, как правильно достаточно открыть кран, чтобы вода была теплой и ее хватало, чтобы умыться ,но и не так сильно, чтоб не забрызгаться и не устроить потоп.
Термин ФОН ,если уж совсем придерживаться канонов- да, имеет отношение к проникновению в звуковой тракт частоты питания (50 герц и их гармоники). Но так повелось, что термином фон обозначают и бэкап.

Вот - вот я именно о бэкапе и имел ввиду, а не частоту питания.
Стараюсь не перегружать преамп или Гейн приходиться понижать, такими вот способами стараюсь и избегать бэкапа.
Говорю же чайник, как и все начинающие :biggrin:

maestro116
12.12.2008, 11:48
Да понятно, Джонни-бой, понятно... Только вот- понижение там или повышение чувствительности не особо влияет на фон-бэкап. В ШКОЛЕ ЗВУКА это достаточно разжевывалось. Понизил гейн- двинул вверх фейдер, повысил гейн- двинул вниз: "Громкость" осталось прежней, и на электроакустическую -паразитную -резонансную связь динамик- микрофон ты не произвел никакого должного "впечатления". Вообще, что такое бэкап? Проще говоря, это мнгократное до бесконечности усиление некой резонансной частоты мембран микрофона и динамика. Это как зеркала друг против друга поставить, сечешь? Бороться с бэкапом нужно знанием его частот и их вырезанием, а не игрой в чувствительность. Опять же, современный встроенный преамп достойного пульта (не откровенный дрэк) перегрузить сложно, если только у тебя микрофон не через внешний преамп. Ну что можно вот так- дистанционно, обезличенно через форум что либо советовать? Мы же не знаем твоей базовой подготовки, что ты, кто ты, уровень...Так. общими понятиями...

prozvuk
12.12.2008, 12:28
термином фон обозначают и бэкап.
Что за бэкап? Фидбек вроде понятней.
Бэкапами батарейки для ROM называли раньше.

HSH
12.12.2008, 12:53
Cловарь по естественным наукам. Глоссарий.ру
backup
Копирование изменений.
Копирование изменений - резервное копирование, при котором делаются копии только тех файлов, которые подвергались изменениям по отношению к последней копии. Копирование изменений позволяет восстанавливать последние варианты глобального копирования и последовательность происходящих изменений.
Хранение данных

feedback
Переведено с английского на русский:



сущ.

1) обратная связь

2) ответная реакция

Syn:

response

3) экон. обратная связь, связь производителя с потребителем, информация от потребителя

feedback effect — эффект обратной связи

4) радио обратная связь

feed-back amplifier — усилитель обратной связи

feed-back control — управление с обратной связью

negative feed-back — отрицательная обратная связь

positive feed-back — положительная обратная связь

feedback channel — канал с обратной связью

5) электр. обратное питание

maestro116
12.12.2008, 12:54
Да какая разница..Главное, что человек понял. feedback remover, backup destroyer, не важно как обзывать, важно- как понимать.Саму суть.
А еще синий фон экран телевизора:))) И задник на сцене:))) и сама задница- помните как в 70-80 джинс торговали? Клевые трузера,зиппер- лейбл- все дела, точняк индига, с покетами на бэкапе???:)))))))

alekseymih
12.12.2008, 14:28
Чтобы при максимальном уровне звукового давления на мембрану микрофона, PFL -уровень не превышал значения 0 dB. Шутки по поводу допустимой перегрузки, которую "держат" преды микшеров, лучше пропустить мимо ушей, т.к. перегрузки и так будут присутствовать, ибо индикатор уровня на микшере показывает среднее значение уровня (кое-кто даже считает, что среднеквадратичное), а кратковременные пики так и остаются скрыты от наблюдателя, хотя их фактический уровень может очень сильно превышать отображаемый индикатором. Об этом многие не знают, а многие забывают.:ok::pivo:
Я Гейн до 0дб не довожу, рабочий режим-3,-6 дб, тогда все ОК! А в 0дб , по крайней мере в залах, многовато кажется, отсюда и завод и все прочее, а так все легко рулиться , чистенько без завода и без противных ненужных частот!!!!! Мне кажется вот действительно среднее значение уровня-в самый раз!!! Поддерживаю на все 100!!!! Особенно если 3 голосистых вокалиста рявкнут вместе, тогда где то в 0 дб и выходит!!!!

John2007
12.12.2008, 14:35
В том то и дело, что я из разряда начинающих. Обладаю какими то общими понятиями и не более того. Аппараты г...о полное, это я уже понял, когда попробовал. Хрюндель 1204FX, радиомикрофон ProAudio WS-203HT/PT,ноут ASUS, и колонки EuroSound XF-215A. Вот и весь набор джентельмена. :smile:

maestro116
12.12.2008, 14:41
ROOT MEAN SQUARE, типа среднеквадратичное значение, иными словами- номинальное значение. Любые индикаторы уровня, кроме о-о-очень продвинутых (следовательно- очень точных и очень дорогих) инерционны и не отслеживают пики и всплески.Имеют скорее не измерительное значение, а так- для вящей наглядности. Поэтому претендовать на точное и адекватное отображение всех процессов по определению не могут. Тут ХСХ прав.

maestro116
12.12.2008, 14:44
Да ладно, Джонни! Ты что думаешь, тут все вот так волшебно начали с динакордов и электровозов? Я лично начинал с трансляционного усилителя У-100, КИНАПовских колонок. шваек Элгава, расчесок Юность 75, микрофонов МД-52 и тому прочей хренью. А ты думал?:wink: Усилители Родина, комплексы BEAG, VERMONA, инструменты типа MUSIMA, WELTMEISTER начали появляться только через десятилетие....Это вам сейчас хорошо. При наличии наличия наличных ЛЮБОЙ(!) может пойти и купить все что хочешь.

Daddy777
12.12.2008, 14:55
микрофонов МД-52
это "гусь" который, пластмассовый такой, буквой Г?

maestro116
12.12.2008, 15:01
Вот-вот!... И изолентой к штативу примотанный. Синей! Только гуськи, по моему МД 64. А эти как мыльницу на попа поставить и дужка металлическая типа упора опоясывает. Комплектовались ламповые магнитофоны типа Комета 5, Яуза 5, Днипро, Орбита. Помнится, старые комоды с 1000 метровыми бобинами с зеленым глазком индикатора,имели в комплекте обалденнейшие микрофоны, чуть ли не студийные, головка металлическая из нержавейки с полбутылки.Сами микрофоны были телефункен. А мембрана чуть ли не 5 см диаметром. Где бы ща найти???

HSH
12.12.2008, 15:44
Сами микрофоны были телефункен. А мембрана чуть ли не 5 см диаметром. Где бы ща найти???

Представляете какой звучок винтажный можно записать! Мммм...

maestro116
12.12.2008, 15:59
У меня даже фотография детская с этим микрофоном есть. Побольше бы драйва и не испуганный взгляд в объектив, ну- был бы вылитый Элвис с матюгальником!:biggrin:

Daddy777
12.12.2008, 17:29
мд47
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

maestro116
12.12.2008, 17:47
О! Дэдди, спасибо огромное! Как в прошлое вернулся, честное слово!

Daddy777
12.12.2008, 17:57
да я тоже....
в мд 66 пришлось попеть, но гусака я так и не нашел пока,- я в него радиохулиганил :biggrin:

maestro116
12.12.2008, 18:05
А помнишь, для крепления микрофонов было такое полукольцо эластичное бело-желтое такое? Вот гусак никак не хотел в нем держаться, посему бывал примотан изолентой.
А как хулиганил? К выходу магнитофона на внешний динамик или к выходам усилителя колебательный контур цеплял?:)))))
Нас почему то вычисляли очень быстро:(((((

Daddy777
12.12.2008, 18:06
А помнишь, для крепления микрофонов было такое полукольцо эластичное бело-желтое такое?
ага, вот как раз мд 66 в него аккурат подходил, но изолента всегда была сс собой :biggrin:

maestro116
12.12.2008, 18:09
Аккурат тока тонким концом:wink: Хулиганил то КАК???

Daddy777
12.12.2008, 18:16
Хулиганил то КАК?
как все,- сначала приставка,- "шарманка", на 6П3С, потом уже, когда стал разбираться, посерьезнее стал мастерить, с двухтактной раскачкой, на Г807
потом начались облавы, но я уже был в армии :biggrin:

нашел! почти такая же!
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Daddy777
12.12.2008, 18:20
неужели они до сих пор живы? :vah:
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

maestro116
12.12.2008, 18:56
Ну, этт ты по взрослому-серьезному! А у нас так- баловство, и то зачехляли конкретно.
А радиолюбительство- фореве. Одно дело- трансивер заводской, другое дело- сам, своими руками.

MebiusTrack
23.12.2008, 14:08
Ку, парни! Тема постепенно переходит в ностальжи...:rolleyes:
Я вообще впервые начал "хулиганить" в проводных сетях. В то время на нашем городском узле связи был перерыв с 13.00 до 14.00. Был у меня тогда сначала проигрыватель "Аккорд-202" (4 Вт в канал), затем бобинник "Комета-212-1". На антресолях раскопал недоделанный в свое время отцом ламповый оконечник на двух 6П3С, отковырял от него выходной транс, который также был рассчитан и намотан отцом еще в молодости, и имел по две первичных и вторичных обмотки. Померяв сопротивление вторичных обмоток (5,5 Ом), я убедился, что концы выдержат нормально. Поцепив на каждый канал по вторичной обмотке, а первичные соединив последовательно, я получил на выходе напряжение порядка 150 В, воткнул это дело в розетку трансляционной сети, и забавлял город в перерывах современной музыкой... :wink:

maestro116
23.12.2008, 22:32
Ну,да.Че т мы савсем от будней зр удалились. Ну да ладно.Говори,Меби, че делать то?

nitefuker
27.11.2009, 11:11
сорри, не могу найти довольно весёлую статью из серии "Будни гастрольного звукорежиссёра", там говорится про установку аппаратов, саундчек, мнения музыкантов об организации гастролей итд. Подскажите пожалуйста-где её найти.
Я её прочитал , хохотал весь вечер, а второй раз не могу найти!!Помогите, если это не очень трудно !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

maestro116
27.11.2009, 12:26
Привет,привет...У меня. к примеру, вся моя звукорежская карьера- один сплошной анекдот!:wink: Много эпизодов выложил тут на форуме, можешь поискать-похохотать...:vah:

Yulianovich
27.11.2009, 13:42
вся моя звукорежская карьера- один сплошной анекдот!
:ok::pivo: Жжеш, Олег!:vah:

maestro116
27.11.2009, 19:55
А ты думал?:wink:

alekseymih
25.10.2011, 14:48
такая тема и затихла...жаль...

белша
25.10.2011, 22:48
Да, какие мысли, воспоминания... А сейчас: до фейдера или после, слава Богу тут хоть о цыхфровых консолях пока тишина относительная...
А насчет обучить, этой специальности, действительно, словами никак, надо брать кого-то в подмастерья и только так. Но большинство современных студентов данной специальности, забывают, что основное это не ручки крутить, а монтаж, коммутация и отстройка и просто не выдерживают и разбегаются кто по студиям, кто на ТВ, похоже поэтому и слышим и видим такое в последнее время..., а ведь эта специальность для фанатов-трудоголиков

prozvuk
29.10.2011, 22:34
эта специальность
Не их может это вина, скорее беда.

Железки, токи-шмоки, отстой.
Стив Джобс-гений эпохи. Всё с экрана рулится,

Пока он не умер, я и не переживал про очередного гения особо.
Опять масс медиа, купи, купи, модный будешь.
А интерес к железкам то не купишь.

maestro116
31.10.2011, 08:02
Последний случай. Едет на гастроли одна известная группа, из серии суперзвезды. И так вот получилось, что на этот момент банда осталась без звукаря. Что делать? По хорошей рекомендации :wink: берут молодого перспективного паренька. Назовем его- Шнобель. Не поинтересовавшись особо его пристрастиями и вредными привычками.:rolleyes:
Ну, ладно. Приехали на точку, растележились в постоялом. Надо сказать, что музыканты группы все как на подбор -отличнейшие виртуознейшие, и примерно такие же алконавты. Добротнейшие, то бишь.
Установка- монтаж- чек под управлением Шнобеля прошли нормально, если не сказать- отлично.
И- вдруг! За пару часов до концерта Шнобель оказался нарезанным в лоскуты! В стельку! В хлам! Короче- нажрался, не отходя от кассы, закосив под трубача, КОНКРЕТНО!

Добавлено через 3 минуты
Для незнакомых с терминологией: Закосить ( давать, словить, и т. П.) под трубача- пить алкоголь из горлышка бутылки. Как правило- не из водочной, а с закосом под минералку.

seregan1
31.10.2011, 08:07
Шнобель оказался нарезанным в лоскуты! В стельку!
И что?

maestro116
31.10.2011, 08:14
Но, тем не мнее, Шнобель оказался истинным профессионалом. В стиле Камиля Ларина из " День радио":wink: Особых проблем на концерте не было, Шнобель отрулил, лежа мордой в салате.:rolleyes:
Следом случился скандал. Музыканты встали в позу- звук дерьмо, котлеты с гребаной кобылы м все в таком духе.
Короче, погнали Шнобеля поганой метлой...
Когда я поинтересовался подробностями этой истории, лидер группы, попивая кофеек с хорошей сигарой, махнул рукой: "Да все там было нормально..." " Мля. Я не врубинштейн, в чем тогда дело то?" " Да ты знаешь, Олежка, дело не в том, что Шнобель бухает..." "?????....". "Мля не поверишь, в этом деле он ВСЕХ НАС ПРЕВЗОШЕЛ!!!"

Владимир Марченко
31.10.2011, 12:04
" Да ты знаешь, Олежка, дело не в том, что Шнобель бухает..." "?????....". "Мля не поверишь, в этом деле он ВСЕХ НАС ПРЕВЗОШЕЛ!!!"
:biggrin: Убил!

Sharik
31.10.2011, 18:04
в этом деле он ВСЕХ НАС ПРЕВЗОШЕЛ!!!
проф. гордость задета ))))

maestro116
31.10.2011, 18:23
Вот именно. Этих музыкантов я очень хорошо знаю. Они могут стерпеть и простить многое, если не все: То, что звукач лучше их играет в карты, стучит на барабанах, отбивает деффку. Но того, что кто то их переиграл в литробол- никогда и никому!...:wink:

timapheich
31.10.2011, 18:50
...дело не в том, что Шнобель бухает..." "?????....". "Мля не поверишь, в этом деле он ВСЕХ НАС ПРЕВЗОШЕЛ!!!"
Разве ж вытерпит русская душа такое безобразие?! :biggrin:
Получилось почти как у классика: "слугу не терпят, если он хоть в чем искусней господина".