PDA

Просмотр полной версии : Собираем студию


Stasik
20.03.2009, 16:02
В недрах интернета нашёл статейку, может кому пригодится чей-то субъективный обзорчик :smile: :

Текст приведенный ниже взят с аудионьюс.ру, который в свою очередь взят с неизвестного форума...и тд. и тп
Думаю всем будет интересно.

megabyte:
Знаю, что на форуме есть люди, которые экспериментально (для души) или профессионально занимаются созданием электронной музыки.

Я поигрался с Reason, Rebirth, разными секвенсорами и VST-синтезаторами, вполне терпимые результаты получаются. Теперь хочется выйти на какой-то другой уровень.

Ясно, что на современные синты денег не хватит (хотя KORG Radias очень даже хорош), что можете посоветовать брать из того, что ходит по рукам - синтезаторы и драммашины. И вообще, что требуется для домашнего производства электронной музыки?
Заранее благодарен

Mike:
Для начала вопрос - какие задачи, в смысле, чего за музыка, планируется-ли запись живых инструментов (каких ?), вокала (какого ?), какого уровня требуеться по качеству запись ? (хоть как-то лучше ризона с прочим вст / качественный профессиональный продукт без претензий на гремми / гремми хочу !) И собственно какой планируемый бюджет ? Как ответишь на эти вопросы, распишу более детально, а пока, в общих чертах:

Для домашнего производства требуется как минимум: контроль (мониторинг), сетап синтезаторов и обработки, микшерная консоль, миди-секвенсор (компьютер с миди-интерфейсом(и), мастер-рекордер: компьютер с хорошей картой (+конверторы) / DAT / лента, Провода для коммутации, обеспечение электропитанием.
Про помещение - отдельный разговор, для домашней студии это самое больное место, если конечно нет выделенной под это комнаты квадратов в 20.

Если требуемой суммы сразу нет, можно переходить с софта постепенно.

Конечно вторичный рынок тут будет крайне полезен, тем более, что многие действительно хорошие аппараты давно уже не производяться (идёт век вст-поделок, а чего вы хотели ?)

megabyte:
Музыка - acid в стиле 90х, плюс медленнй синтезаторный ambient с наложением электрогитары. И интересно почитать про то, чем качественный профессиональный продукт лучше ризона с вст. Как я понял - прежде всего сведением.

Планируемый бюджет - штука растяжимая, т.к. оборудование будет собираться постепенно. Для начала есть 1k у.е.

Распологатся все будет в обычной комнате 3х4 Оборудование (которое на это способно) думал разместить в 19" стойке.

Вот можно поподробнее о примере сетапа?

И интересно почитать про то, чем качественный профессиональный продукт лучше ризона с вст. Как я понял - прежде всего сведением.

Mike:
Основная причина - нежелание вкладывать адекватные инвестиции в разработку компьютерного ПО. Это происходит потому, что основной клиент покупающий софт - начинающие, для которых не будет большой разницы в звуке в который вложено в разработку 10000$ или 100000000$, не одна серьёзная студия естествено не будет использовать софтовые ревербераторы и компрессоры, так как давно уже стоят 480-е лексы, 777-е соньки и прочие настоящие ревера. Плюс ещё масштабы хищения интеллектуальной собственности в странах третьего мира, типа россии вносят свой вклад, да и в европе и сша тоже не все покупают лицензионный софт. В результате образуется замкнутый круг - вкладывать в софт больших денег бессмысленно, всё равно не отобьются так как на тонне ширпотреба, а потреблять это, кроме как начинающим бессмысленно - есть качественные и проверенные железные решения. Кроме того, производители железных решений не когда не будут в любом случае портить себе рынок качественным софтом.
И хотя маркетинговая сторона проблемы является основной, но она не единственная. Проблемы так же кроются и в базировании на ОС которые изначально под такие вещи просто не предназначены и с протоколами ввода/вывода (ASIO, Core Audio, TDIF) и их реализациями в драйверах карт тоже масса своих проблемм. Вообщем, тут чем дальше в лес, тем толще партизаны.

Комната у тебя не большая конечно, резонансы будут порядочно стоять... Сразу хочу предостеречь от покупки всяких паралоновых "ковриков", которые типо для студии. Это всё - полная туфта не помогающая от низкочастотных резонансов вообще никак. Масимум - повесть плотные ковры, убрать по возможности лишнюю жёсткую мебель (шкафы, тумбы и т.д.). Аккустика контрольных помещений - тема очень сложная. Советую почитать Филипа Ньюэлла - Маленькие студии для великих записей. Вот тут есть некоторые выдержки: [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Теперь о сетапе:
Лучше начать с микшера. Я лично отдаю предпочтение аналоговым микшерам. Можно конечно взять и цифровой, это удобнее в плане гибкой конфигурации, полной автоматизации и памяти сцен, но звучать цифровым микшерам как аналоговым не дано в принципе. Из аналоговых, приемлимые по цене старые Soundcraft: Model 200, 400, 600, 800, Ghost, Ghost LE, Spirit Studio. Их можно купить на ебае, иногда конечно и по россии продаються. В среднем, цена за старенький 24-х канальный саундкрафт в более-менее приличном состоянии ~ 1000$. Mackie крайне не советую - убогие мкшера, Allen & Heath - только в крайнем случае, тоже так себе. Про берингхеры, альто, фоники, самсоны забудь сразу - это просто помои. Из совсем дешёвых разве, что Yamaha MG-серии можно поюзать.

Теперь по обработке. Самое главное и основное (особенно для эмбиента) - это реверберация. Алгоритм это весьма сложный. Из приборов средней ценовой категории - это: Lexicon 300M (~ 3500$), Lexicon PCM70 (~800-1000$) TC M3000 (~1200$), Yamaha Rev1.

Из не дорогих: Lexicon MPX500 / MPX550 (~300-400$), Yamaha Rev5, Alesis Midiverb II (~ 200-250$) только этот из всей серии, не 3, не 4, не квадраверб !). Можно ещё TC M-One поюзать, но осторожно, он очень не естественный, но вполне ложиться на всякие синтетические пады/лиды.

Совсем редкие ревера приводить не буду, так как их слишком сложно достать.

Для модуляционных эффектов (использующих принцип задержки): Ensoniq DP/2 (~200-250$), DP/4 (~400-500$), DP/4+ (~500-600$), Boss (он же Roland) SE-50 (200-250$), SE-70, процессоры Eventide. У енсонигов особенно приятные хорусы, у роландов/боссов фазеры с фленжерами.

Собственно чисто-дилеи: Roland SDE1000, SDE2000, SDE2500, SDE3000, Lexicon PCM42 (~600-700$), Vermona PDD-501 (~150$), у ТС есть юзабельные дилеи.

Собственно, желательно иметь хотя бы один основной качественый ревер, а лучше два и пару именно эффект-процессоров, ну и дилейчик или два будут не лишними. Отмечу, что хотя у многих приборов обработки присутствует полный набор эффектов, но тем не менее, реально юзабельными могут быть далеко не все, на пример у всех енсонигов ревер - полные дрова, зато модуляционные эффекты отличные.

По синтезаторам. Желательно иметь аппараты с разным характерным звучанием (то же относиться и к обработке), хотя бы один для баса, лучше аналоговый, типа MAM33, Studio Electronics ATC-1, Doepfer MS-404, какой нибудь VA (Virtual Analog) типа Roland JP-8000/8080, для падов и лидов, так же отличные пады беруться с Roland JD-990 / JD-800, Korg Wavestation / Wavestation SR / Wavestation A/D, Пару семплеров различные по звуку, с которых брать живые инструменты, ударные, и прочее.
Akai S2000(250$)/S3000(~450$) - очень чистое, точное звучание, отлично для железа, рабочих, верхних томов (тарелки), для оркестровых инструментов, фортепьяно.
Akai S1100(~400-500$) - более грязное и насыщеное звучание нежели у S2000/S3000.
Akai S900/S950 - 12-битные семплеры, звучат очень плотно, грязно, отлично подходят для воспроизведения семплированых аналоговых синтезаторов, бас-бочек, басов.
Akai S5000/S6000(700-1000$) - более мутный семплер чем предыдущие, хотя и бОльшие возможности. Реально, имеет смысл применять тогда, когда очень нужен большой объём под семплы.
Akai Z4/Z8 - совсем дрова.
E-MU E-IIIXP(~600-800$), E-MU ES-32(300-400$) - семплеры имеющие характерный приятный окрас, великолепно подходят для басов и вполне не плохо для бас-бочек, так же для семплированых синтезаторов и некоторых живых инструментов.
E-MU E-III(от 2000$) - дорогие старые семплеры с аналоговыми фильтрами, великолепный звук с характерным окрасом. Подходит и для живых инструментов и для синтетических и для басов.
E-MU E-II(от 2000$) ещё более ранний прибор, ещё более насыщеный окрасом и очень приятно звучащий и ещё более дорогой.
E-MU E-IV(~700-800$) - последняя линейка перед смертью фирмы, очень богатые возможности рулёжки, но звук более бедный чем у E-IIIXP, не говоря уж о E-III.
E-MU E-4/E-6400/E-Synth - продолжение E-IV-линейки уже от креатива, порядком испоганенный звук, возможности те-же и купить намного проще.
Roland S750/S760(~400$) - довольно универсальные семплеры, отлично звучат оркестровые, синтезаторы, ударные, особенно с родными роландовскими библиотеками.
Roland R-8, R-8M, R-5, R-70 - очень хорошие драммашинки, правда для Acid'а там полезного мало. Для студии, лучше рековую R-8M брать. 10т.р. за R-8 цена выше средней, хотя и не на много. Вопрос ещё - чего в комплект отдают.
Roland S550/S330/S220/S50 - более ранние 12-битные модели, более окрашенные, вполне приятно звучат.
Yamaha A3000/A4000/A5000 - весьма не плохие семплеры с традиционным ямаховским окрасом, очень хорошие возможности по рулёжке.
Ensoniq ASR-10(~500$) - характерно окрашенный семплер, отлично подходит для синтехаторов, гитар, басов, бас-бочег и прочего подобного, но не только впрочем.
Ensoniq EPS-16+(~600-700$) - ещё более окрашеный и плотный аппарат. У всех клавишных енсонигов отличная клавиатура.
Kurzweil K2000 (~600$ рек, ~1000$ клавишный) / K2500 (~1000, 1500-2000$) / 2600 (1500-2000$, 2000-3000$) - вообще полноценный синтезатор, но с очень хорошим семплером, очень мощные возможности рулёжки, отличный звук, очень музыкальный окрас, не столь прозрачен как Akai S2000/S3000, но более универсален, великолепно звучат оркестровые, гитары, басы, фортепьяно, бас-бочки... У клавишных K2500/2600 великолепные клавиатуры, у K2000 не плохая, но и не чем не примечательная.
Думаю, для начала хватит.

Так-же существуе бесчисленное множество синтезаторов семплплейеров или ромплеров (ROM-Player), как больше нравиться. Роланды JV-серий имею вполне приятное звучание, для них много Rom-расширений. есть не плохие оркестровые, с басами, ударными, этнические, JD звучат ещё лучше, но и стоят дороже, XV звучат хуже, но возможности выше, фантомы ещё хуже и ещё навороченнее, D-50/D-550 отличные аппараты были. Ямаховские TG500, TG77 весьма интересные аппараты, особенно последний, так как в нём реализован очень мощный FM-синтез, Старые корги типа M1, Wavestation отлично звучат, в E-MU Proteus серии можно много интересного найти, Waldorf Microwave - отличные гибридные (цифровые генераторы, аналоговые фильтры) аппараты, аналогично - Korg EX8000/DW8000.
Собственно было и есть огромное количество аналоговых аппаратов совершенно разных ценовых категорий и разных по звуку.

Вообщем, свой сетап надо составить так, что бы тебе было откуда брать и басы и ударные, причём и тарелочки с рабочими и бас-бочки, и пады с лидами и живые инструменты, типо фортепьяно на пример.
Помни - универсальных инструментов не бывает ! Рано как и универсальных решений. Чем больше у тебя будет разных по характеру звучания аппаратов - тем более разнообразное и насыщеное будет звучание твоих тем.

Так же стоит озаботиться Midi-Интерфейсом, через который ты будешь управлять своими железяками. Для Кубэнды (Cubase, Nuendo) лучше брать родные Steiberg'овские Midex 8, для Logic'а - родные Unitor 8. Таким образом тайминги будут наилучшие. При чём предпочтительнее подключение по RS-232 / RS-422, чем по USB, это тоже весьма положительно влияет на тайминги. Можно поэкспериментировать со старыми MOTU, которые по LPT / RS-422 подключались, так же старые OPCODE Studio весьма не плохие, так же под LPT / RS-422. В крайнем случае - Midiman 8x8, если уж совсем с деньгами беда.

Ещё следует позаботиться об электропитании всей студии. Всё питать строго от одной фазы - иначе можно здорово попалить приборы. Лучше всего питать всё от мощного SMART-UPS, который всегда питает от преобразователя не когда не подключая прибры на прямую к сети. Приличный UPS правда, удовольствие дорогое, порядка ~2k$ за 2-3kW. Хорошие UPS делают Libert на пример, а вот APC - очень так себе, не рекомендую. Если денег много - есть дорогие серии HP, если наоборот беда - можно попробовать Riello из дорогих линеек, выйдет порядка 1k$ за 2-3kW.

Крайне важно иметь внятный контроль, что бы вообще понимать, чего делаешь. Лучше иметь несколько пар мониторов, разных по звучанию переключая их во время работы. Мониторы вообще вещь субъективная.
Не плохие пассивные мониторы Yamaha NS-10 (~600-800$), можно и с Alesis M-One вполне работать, лучше с пассивными, понадобиться конечно хороший усилитель. По усилителям можно кстати сюда обратится: [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] Лучше конечно SK1200 взять, но если денег нет - хотя бы SK500. Можно среди Parasound или Haffler подобрать не плохие контрольные усилители.
Из активной акустики можно взять Mackie HR-серии или хотя бы Event какой нибудь. Ещё вариант по бедности - берингхер 2031, Есть активный и пассивный варианты, соответственно за ~500$ и ~250$. Это собственно скорее исключение из остальных помоев изготовляемых этой недофирмой. Собственно, это нагло упёртый Genelec 1031, который стоит порядка 2000$, который для этих денег очень так себе, а вот для 500$ - вполне оправданно. Ну и если уж решил не экономить на мониторинге, что будет несомненно правильным решением, есть в Москве такая вот контора: [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] Человек делает очень достойные мониторы.

megabyte:
Скажите хватит, к примеру, для начала секвенсора на компьютере, Энсоника (как синтезатор), драм-машинки и аналогового микшера?

Mike:
Анлоговый микшер нужен по любому, драммашинка конечно тоже нужна, только для Acid'a лучше было бы Electron Machinedrum взять нежели R-8. Почему не стоит писать на одном аппарате я уже говорил. С энсонига как раз был бы смысл ударные взять и бас и лиды ещё какие либо.

megabyte:
Соответственно обработка треков/сведение будет произовдится опять на компе?

Mike:
Пардон, а для чего тогда брать микшер, если не для сведения ??? Сведение на совте - гаррантия испорченного звука - 100%, хоть с синклавиров с файрлайтами звук будешь брать. И вот, как раз, уж лучше обработку внешнюю использовать, а синтезаторы из софта подобрать, чем наоборот. С обработкой в софте... ну как бы это сказать... ну вообщем никак. Совсем. Как и с миксингом.

megabyte:
значит будем постепенно переползать с виртуальных инструментов на реальные.

Mike:
При таком раскладе, лучше купить микшер каналов на 16-24, железную обработку и многоканальную ASIO-карту и софтовые синтезаторы каждый на свою дырку выводить на микшер, естественно в совте при этом не какой обработки и эквализации использоваться не должно, без крайней необходимости (а эквализация даже с крайней необходимостью) и все положения на микшере - в 0dB. Т.е. прямая дорога от плюгинов к дырке на карте на выход. Ну и постепенно докупать уже железные синтезаторы переходя постепенно на них.
Карточку имеет смысл взять только с цифровыми входами/выходами, на пример с ADAT, как варианты: RME HDSP9652/Digi9652 или CreamWare Scope Project (у неё есть ещё собственные синтезаторы) или Lynx Two/L22/Aes16 c опцией Lynx LS-ADAT и внешние конверторы с ADAT входами/выходами. Наилучший вариант из предложенных, при том с отрывом - Lynx. Конверторы - пару RME ADI8Pro / ADI8DS или хотя бы Behringer ADA 8000, который по крайней мере стоит копейки. Правнда в последних двух случаях в нагрузку будет ещё и такое же количество входов, но тут уж выбор не большой, остальное ещё дороже выдет.

Теперь о записи живых инструментов:
Тут ничего принципиально нового за последние лет 20-30 не придумали. Книжек и статей на эту тему понаписано масса, правда не на все перевод есть.

Гитару в комб или в кабинет+голову, снимать микрофонами, перед оцифровкой компрессировать динамический диапазон до требуемых значений, уровень на входе ADC в идеале должен быть около 0dB, но не превышать его. Гитара, гитарист, комб/голова, кабинет, микрофоны, их расположение, мик. преамп, компрессор подбираются в зависимости от задач. Ну и помещение естественно. Тут вовсе не обязательно писать в глухом помещении, естественная реверберация может быть очень кстати. Снимают обычно с комба/кабинета непосредственно возле головки (~5-10см.) и/или в ~1м. Если комб/кабинет открытый, иногда снимают ещё и сзади перевернув фазу на 180 градусов (на преампе или полученном треке). Так же не вредно снять аккустику помещения, если помещение хорошо звучит, обычно снимают одним микрофоном или стереопарой расставленой по комнате. С комбов весьма популярно снимать шуриками 57-ми, а иногда и вокальные 58-е используют для этого, помещение лучше хорошим конденсаторным, равно как и аккустические инструменты, типа оркестровых, классических гитар, DPA4011 - очень хороший вариант, правда дорогой (от 2000$). С басом всё примерно так же, единственно, что помещение снимать не обязательно и есть смысл параллельно записать в линию и при сведении, если потребуется, подмешивать. Кстати - опасайтесь подделок микрофонов ! Те же шурики офигенно палят, на всех радиорынках их как говна, впрочем, они и звучат как говно. Настоящий шурик 1500р. стоить не может !!! Весьма не плохие преампы и компрессоры можно купить в Москве тут: [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] Цены - более чем адекватные. Так же Symmetrix 501 очень не плохой компрессор, Yamaha GC2020.
Лучше всего, конечно, такие вещи пишутся на ленту, но если такой возможности нет, то просто в приличную систему записи, типа Pro Tools, Pyramix... И совсем в крайнем случае, в ASIO-систему. Тут один из лучших вариантов - Lynx Aes16/One/Two/L22 + хорошие конверторы, максимально хорошие, которые можно себе позволить или в крайнем случае - в LynxTwo/L22 на прямую. Не плохие конверторы есть у того же Lynx (Aurora), Symmetrix 620 отличные, Prism, Apogee (Rosetta 200, Rosetta 800), ну или dCS, если денег совсем много, но там от 5000$ выйдет за два канала ADC, у Digilab не плохие конверторы: [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Сумму лучше всего писать на 2-х дорожечную 1/2" ленту или хотя бы на 2-х дорожечную 1/4". Из цифровых носителей - DAT (к ADAT не имеет не какого отношения). Очень хорошие DAT'ы у панасоника, надёжные и с отличными конверторами. Можно ещё в какую нибудь не ASIO-карту, типа Audiomedia через хорошие конверторы, типа Apogee rosetta 200 на пример, или в крайнем случае - в ASIO-карту через хорошие конверторы. Одна из наиболее корректных ASIO карт - Lynx (L22/Two/One/Aes16). Ну и совсем в крайнем - прямо в ASIO-карту, в её встроеные конверторы, в Lynx Two/L22 на пример.

megabyte:
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

А такая штука + микшер на первое время может заменить кучу старых синтов и драм-машин?

Mike:
Кучу синтов и драммашин ? Нет конечно. Не один аппарат не когда не сможет заметить правильно подобранный сетап, в независимости от цены и навороченности этого аппарата. Хотя я уже акцентировал на этом внимание, но могу ещё раз повторить - музыка на одном аппарате не делается. А это и вообще специализированный аппарат, для определённого круга задач.

Black_dog
20.03.2009, 17:43
Занятные размышления... Весьма противоречивые однако:wink:

nuolatinis
20.03.2009, 21:37
Где-то уже читал.Ностальгией пропахивает:wink:

МедведЪ
30.07.2009, 17:52
Для домашней студии немного цены несоответствующие. Для меня лично! :ha: