Просмотр полной версии : Высота АС от пола, и до потолка
Вчера ОПРЕДЕЛЁННЫЕ НОТЫ басы) в АС висли.
Как-будто совпадают 2-3 ноты, с размером небольшой комнаты, резонируют.
Место было отведено строго... может стоило приподнять на штативе, или опустить.
Есть какие-то определённые расстояния от пола, и до потолка?
Одна АС стояла в 10 см от стены
Уже поднимали эту тему не раз.
Но может накидаем подсказки...
резал вчера низкую середину, но совсем избавиться от гудения не получилось
Одна АС стояла в 10 см от стены
Если подобным образом ставлю колонки (ограниченное пространство и до стенки выходит 10-15 см), то идет прибавка по низу.
Милевский Артур
18.04.2021, 19:16
Была похожая проблема. Гудение в одном и том же зале "пропало", когда с двух топов на 15'(в широкую полосу) перешел на трифоник с сабом и топами 10' и 12'. Делю процессором.
Можно лечить графическим эквалайзером. Так и делал, пока был XR12 и топы на 15'.
Sasha Stylus
18.04.2021, 20:17
Если подобным образом ставлю колонки (ограниченное пространство и до стенки выходит 10-15 см), то идет прибавка по низу.
И провал знатный на частоте длина которой равна расстояние от морды колонки до стены *4.
Ну это 10 раз пережёвано...да к стене вплотную стояли D12, и низ типа валил...
Но когда гудёж начинается, пофиг низ.. приходилось прибирать этот "низ" завывающий
Частный дом, да ещё под кирпич отделка, и небольшая часть гостиной... звуку некудадеваться
Вопрос: решается ли это поднятием АС на штативе, или наоборот опусканием.
Ну там метр от пола, или 1.5 метра?
Поднятие на одно деление, - имеет смысл?
На глаз, расстояние от пола и от верха колонки до потолка, приблизительно были равны... ну может чуть выше до потолка
Вопрос: решается ли это поднятием АС на штативе, или наоборот опусканием.
Если мода пол-потолок, то решается.
Если между боковыми стенами или между передней и задней - не решается.
Если мода пол-потолок, то решается.
Если между боковыми стенами или между передней и задней - не решается.
Может видео как-то поможет: [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] 265872%2Fpl_250265872_-2
Олег, думаю, скорее поможет перестановка АС на другое место. Возможно на пару метров, а, возможно, кардинальная перестановка.
Меня одно помещение просто доставало, пока не поставил одну АС прямо напротив другой(у противоположной стены). Дуло на меня, очень удобно получилось и приятно
Sasha Stylus
18.04.2021, 21:31
Может видео как-то поможет: [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] 265872%2Fpl_250265872_-2
Может это у тебя реверберационые моменты. Типо помещние ни поглощает частоты ниже 100 например, но при хтом хорошо поглощает, всё что выше. И создаётся ощущение гудежа сильно. Я часто с таким сталкивался в низких залах. С большим фондом поглощения по сч и вч. Тупо в пустом зале всё ноомально, пришло 50 человек и всё середина провалилась, а низ гудеть начал.
Олег, думаю, скорее поможет перестановка АС на другое место. Возможно на пару метров, а, возможно, кардинальная перестановка
Да Сергей, естественно возил АС, которая близко к стене, и разворачивал... даже обе колонки возил по полу)
но особо не менялась картина...
Не встал бы на это место, будь моя воля, но место нам сразу определили, и без вариантов :frown:
я вообще боялся, чтобы чего не упало в доме) недавно построенном.. но стены крепкие) картину поправлял пару раз на стене
Резонанс возникал на нескольких нотах, как-будто помещение совпадало с частотой звука
Sasha Stylus
19.04.2021, 03:24
Да Сергей, естественно возил АС, которая близко к стене, и разворачивал... даже обе колонки возил по полу)
но особо не менялась картина...
Не встал бы на это место, будь моя воля, но место нам сразу определили, и без вариантов :frown:
я вообще боялся, чтобы чего не упало в доме) недавно построенном.. но стены крепкие) картину поправлял пару раз на стене
Резонанс возникал на нескольких нотах, как-будто помещение совпадало с частотой звука
Это называется стоячая волна.
Это называется стоячая волна.
Да, похоже)
но как с ней бороться?
но как с ней бороться?
Параметрическим эквалайзером.
Параметрическим эквалайзером.
Привет, Антон :br:
:frown: - резать расколбасные) частоты, делать радио?
Народ не подрывается на радио :frown:
Т.е. переставлять АС не имеет смысла?
Я правильно понимаю, что саб в этой ситуации не спасёт?
Хотел было на пол одну АС поставить, места меньше занять, чтобы треноги не торчали на проходе...
но подумал, что гудёж будет ещё больше
Привет, Антон :br:
:frown: - резать расколбасные) частоты, делать радио?
Народ не подрывается на радио :frown:
Параметрический - это у которого ширина регулируется. Резонансы вырезаются максимально узко, остальные частоты практически не страдают. У тебя в процессоре есть такой эквалайзер.
s.krivorozhsky
19.04.2021, 08:24
Привет, Антон :br:
:frown: - резать расколбасные) частоты, делать радио?
Народ не подрывается на радио :frown:
Т.е. переставлять АС не имеет смысла?
ИМХО переставляя АС получаем моды на другой частоте...
Параметрический - это у которого ширина регулируется. Резонансы вырезаются максимально узко, остальные частоты практически не страдают. У тебя в процессоре есть такой эквалайзер.
В XTA прибрал только нч до 3.5 dB уже давно.
А резал на Midas и 400 и 250 hz
резал на Midas и 400 и 250 hz
В Midas очень широкие фильтры, а надо типа такого:
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
Может это у тебя реверберационые моменты. Типо помещние ни поглощает частоты ниже 100 например, но при хтом хорошо поглощает, всё что выше. И создаётся ощущение гудежа сильно. Я часто с таким сталкивался в низких залах. С большим фондом поглощения по сч и вч. Тупо в пустом зале всё ноомально, пришло 50 человек и всё середина провалилась, а низ гудеть начал.
Да не, Сань, сч и вч тоже прибирал...
слишком близко стена противоположная была. И гудели определённые басовые ноты
За последние лет 20) не бывало чтобы прямо доставало.. никогда не было, и вот опять) 2 случая
Недавно был явно гудящий зал
А в этот раз, похоже на мало места, ну и + под кирпич отделка
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
Бывает конечно в каких-то треках виснет бас чуток, но ни прямо проблема
remountier
19.04.2021, 12:07
ОПРЕДЕЛЁННЫЕ НОТЫ
Если скажете какие именно - сразу поймёте, почему даже "буханка" XR 12 удобней Midas Venice 160 :wink:
s.krivorozhsky
19.04.2021, 12:19
В XTA прибрал только нч до 3.5 dB уже давно.
А резал на Midas и 400 и 250 hz
Это гадание на кофейной гуще...
Если есть проблемы то на чеке онлайн-генератор или свайп-тон в помощь...находим паразитную частоту и режем параметрикой...проверяем результат...3-5 минут на всё про всё...
Если скажете какие именно - сразу поймёте, почему даже "буханка" XR 12 удобней Midas Venice 160 :wink:
Удобней и проще, - может быть
Но на буханки могут переходить те, кто на бюджетных аналогах сидел.
Мне абсолютно не понравился A&H буханка с VRX 4-мя сабами, на кавер-группу.
Да низа с запасом было, но середина и верх JBL VRX 932 пресная, или вялая) не выразительная короче, или синтетическая) - специфическая
даже певица не стала петь в ULXD, попросила шнуровой Shure BETA 58.
Меня лично это удивило, по звуку я подумал, может PGX радио на чеке был, что не зашёл ей..
глядь :vah: а это ещё и ULXD
По-хорошему, правильно Антон Тонус :br: написал: - XTA DP446 осваивать мне надо)
бездарно иметь процессор, и не пользоваться такими актуальными функциями
remountier
19.04.2021, 12:27
Олег 65,
резал на Midas и 400 и 250 hz
Вместо тех конкретных частот, которые "гудели".
Олег 65,
Вместо тех конкретных частот, которые "гудели".
И какие же нужно резать, как правило? Есть тупо цифры, которые режем?
Например, - если гудят басы, значит резать в районе от 80 до 500?
Я разные частоты пробовал резать, и чуток помогло даже)
Давно таких проблем не было, посему не очень знал что ИМЕННО резать, И радикально
теперь хочу покрутить) и на микшере
s.krivorozhsky
19.04.2021, 13:17
И какие же нужно резать, как правило?
Олег правила нет...скажу больше , если вы работаете не на улице, то у Вас 100% где-то гудит(воет, свистит и т.д.)...любой зал имеет свои паразитные частоты...как их найти я написал выше...есть один момент пустой зал и зал 150-200 человек дают разные результаты...бывают "мультипаразитночастотные" залы - рецепт тот-же....
Олег правила нет...скажу больше , если вы работаете не на улице, то у Вас 100% где-то гудит(воет, свистит и т.д.)...любой зал имеет свои паразитные частоты...как их найти я написал выше...есть один момент пустой зал и зал 150-200 человек дают разные результаты...бывают "мультипаразитночастотные" залы - рецепт тот-же....
Не имел ввиду прямо точную единственную частоту - цифру.
Но гудит по низу ведь определённый диапазон? И в диапазоне "от и до" уже тонко искать
remountier
19.04.2021, 13:28
Олег 65,
И какие же нужно резать, как правило? Есть тупо цифры, которые режем?
Конечно же - нет: все помещения разные, даже улица - и та разная. Только в конкретной ситуации - конкретные частоты.
Бывает такое, что на громкой улице резонирует сама сцена-подиум, хотя это полупространство - площадь, и это всегда конкретные одна-две частоты.
s.krivorozhsky
19.04.2021, 13:50
Для профи есть "калькуляторы аксиальных мод"...для лабуха достаточно метода , который я описал...
Для себя ИМХО нужно понимать, что выше 500-600 Гц моды не сильно актуальны для слуха...ну и в разных точках помещения своя АЧХ...поэтому если вы слышите гул на рабочем месте, не факт , что он такой-же на танц-поле...
Милевский Артур
19.04.2021, 14:33
Поставте на смартфон RTA Analyzer. Включаете музыку, запускаете програмку, она примерно покажет какая частотка"гудит". Не судите строго за "дилетантство", но я так делал когда был XR12. Графикой поправлял и все. Можно и параметрикой.
Добавлено через 1 минуту
Гудит обычно от 100 до 200гц.
garold-1221
19.04.2021, 16:42
100 до 200гц.
125 и соседние)
Note Sound
19.04.2021, 16:53
Олег 65,
Олеж,с минимальными потерями пробуй всё таки бороться с модами(стоячими волнами)замерь высоту от пола до потолка и устанавливай акустику на высоту кратную трём.
s.krivorozhsky
19.04.2021, 17:44
Поставте на смартфон RTA Analyzer. Включаете музыку, запускаете програмку, она примерно покажет какая частотка"гудит". Не судите строго за "дилетантство", но я так делал когда был XR12. Графикой поправлял и все. Можно и параметрикой.
Гудит обычно от 100 до 200гц.
ИМХО используя RTA смартфона не всегда очевидно, что нужно резать...этот анализатор очень сильно "ошибается" в области от 40 до 150 Гц...это обусловлено двумя факторами:
1.Микрофон смартфона имеет низкое качество...
2."Гудеть" может вторая (и т.д.) гармоника...
Это легко проверить подайте на вход 40 Гц и включите RTA на смартфоне...с большой долей вероятности (у меня айфон 5SE) покажет максимум на 80 Гц...т.е. теоретически надо резать 80 Гц , а их на входе и так нет:biggrin:
Другими словами акустическая ЧХ в точке комнаты определяется не только входным электрическим сигналом но и особенностями помещения...
averin-kazan
19.04.2021, 18:07
Топикстартер не написал,гудело где, в зале где люди или в том углу где он сидел.
Мне думается что гудел тот закуток, где музыканты,особенно тот коридорчик сбоку позади певицы.
Если бы поставили колонки у стены слева от певицы, думаю было бы лучше.Тем более как можно плотнее к стене.
p.s. с сабом было бы намного лучше, до 100-107 Гц сабы,а выше сателлиты.
Топикстартер не написал,гудело где, в зале где люди или в том углу где он сидел.
Мне думается что гудел тот закуток, где музыканты,особенно тот коридорчик сбоку позади певицы.
Если бы поставили колонки у стены слева от певицы, думаю было бы лучше.Тем более как можно плотнее к стене.
p.s. с сабом было бы намного лучше, до 100-107 Гц сабы,а выше сателлиты.
Гудело везде) у меня в углу сильнее всего конечно
А если в закуток поставил бы 2 АС, перед столом, слишком близко колонки, да ещё свет посередине.
Места очень мало.
За 2-й АС туалет) ещё и лестница на 2-й этаж... все ходили то и дело :rolleyes:
в конце видео девочка пройти не смогла) певица на проходе пела) даже за углом) чутка
Тоже склоняюсь к тому, что с сабом возможно было бы лучше
Жаль времени не было на эксперименты.
Я бы даже попробовал поставить одну АС на пол...
но эта ходьба с микрофоном мимо вч отбивает охоту ставить без штатива
Обычно ставлю в 4-ю дырку штанги, максимально высоко от пола, так 15-ка в ухо дует.
Метра полтора от пола
Sasha Stylus
19.04.2021, 18:47
Топикстартер не написал,гудело где, в зале где люди или в том углу где он сидел.
Мне думается что гудел тот закуток, где музыканты,особенно тот коридорчик сбоку позади певицы.
Если бы поставили колонки у стены слева от певицы, думаю было бы лучше.Тем более как можно плотнее к стене.
p.s. с сабом было бы намного лучше, до 100-107 Гц сабы,а выше сателлиты.
Только саб еще свести надо, что б он лишнего гула не создавал. И если в помещении с пары 15 гудело, то с саба ещё больше бы гудело.
s.krivorozhsky
19.04.2021, 18:48
p.s. с сабом было бы намного лучше...
ИМХО как раз наоборот...саб в отличии от сателлита как правило имеет круговую направленность и "собирает" все аксиальные моды в отличии от сателлита , который имеет более узкую направленность...так же у саба SPL выше чем у сателлита , поэтому помимо усиления влияния аксиальных мод , можно услышать влияние тангенциальных и наклонных...
Только саб еще свести надо, что б он лишнего гула не создавал. И если в помещении с пары 15 гудело, то с саба ещё больше бы гудело.
Ну мой Fohhn сабик Тонус Антон :rolleyes: сводил, измерительным микрофоном beyerdynamic, на XTA DP446
Ещё не довелось поработать в этой связке.
Дома гонял чуток, особо не разгонишь, но вроде именно гула долбёжки меньше с сабом. Ровно всё звучит
Милевский Артур
19.04.2021, 19:03
ИМХО используя RTA смартфона не всегда очевидно, что нужно резать...этот анализатор очень сильно "ошибается" в области от 40 до 150 Гц...это обусловлено двумя факторами:
Выше 100гц более-менее нормально. Ниже 100 никто и не спорит.
Добавлено через 3 минуты
Ну мой Fohhn сабик Тонус Антон :rolleyes: сводил, измерительным микрофоном beyerdynamic, на XTA DP446
Ещё не довелось поработать в этой связке.
Дома гонял чуток, особо не разгонишь, но вроде именно гула долбёжки меньше с сабом. Ровно всё звучит
Переходите на ваш саб Fohhn + 2 топа на 10'. Поверьте! Назад к двум топам не вернетесь!
seregan1
19.04.2021, 19:45
Олег 65,
на Вегалабе по случаю сегодня зашел разговор о сабах.
Вот примеры симуляции распространения НЧ в комнате 4х6 метров. Это в программе MAPP XT компании Meyer Sound.
Пояснения на первом снимке.
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]) uploads ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
И это один из сотен (если не сотен тысяч) вариантов расположения саба в отдельно взятой, достаточно большой комнате 4х6 метров. А теперь представьте, что происходит в реалии со звуком в более сложных геометрически и акустически помещениях...
Коричневый цвет - самое высокое давление, далее градации. Чем ближе к синему цвету - тем ниже давление.
Переходите на ваш саб Fohhn + 2 топа на 10'. Поверьте! Назад к двум топам не вернетесь!
Давно имею желание взять 12-ки Fohhn XT4 и катать с сабом :aga: возможности пока нет)
И даже когда 15-20 человек банкеты, брал бы 1 топ и саб.
Но у меня 2-х канальные усилители.
А это + ещё кейс SKB R2 с Lab FP7000, на саб таскать.
Поэтому 4-х канальный усилитель в идеале)
И вот с двумя 12-ми топами уже не попёр бы без саба
А значит иметь 2 аппарата. VL152 оставлять.
После VL 152, надо взрослые топы 10 или 12, с 3" катушками
Там где мои 2 топа вывозят, не любые 12 с сабом осилят, так далеко закинут.
И на 160 человек несколько раз уже попадал с VL, в больших и длинных залах.
В этом году на одной VL152 отработал несколько раз, хотя привозил обе АС
1-й раз ещё и пел в одну) думал донесу 2-ю после перерыва.. опоздали на банкет, хоть и не по своей вине... не) ничё отпел, и нормалёк :biggrin:
seregan1
19.04.2021, 20:08
Олег 65,
Посмотри картинки из моего предыдущего поста.
Олег 65,
Посмотри картинки из моего предыдущего поста.
Смотрю в книгу, вижу фигу)
Мало что понимаю...
т.е. расположение саба меняется на картинках?
т.е. расположение саба меняется на картинках?
Олег, расположение не меняется, показано звуковое поле взаимодействия разных частот (см. вверху) с этим помещением. На каких-то частотах есть красно-коричневые острова и полуострова, в этих местах и будет максимально гудеть эта частота, вылезая из общего баланса.
Sasha Stylus
20.04.2021, 04:55
ИМХО как раз наоборот...саб в отличии от сателлита как правило имеет круговую направленность и "собирает" все аксиальные моды в отличии от сателлита , который имеет более узкую направленность...так же у саба SPL выше чем у сателлита , поэтому помимо усиления влияния аксиальных мод , можно услышать влияние тангенциальных и наклонных...
Топ тоже в круговую играет на низах, направленность указывается, по направленности рупора. Частота ниже которой топ имеет круговую направленность зависит от размера ящика. Что то ниже 400 играет в круг что то ниже 200, на сабовых частотах любой топ играет в круг.
Добавлено через 1 минуту
Олег, расположение не меняется, показано звуковое поле взаимодействия разных частот (см. вверху) с этим помещением. На каких-то частотах есть красно-коричневые острова и полуострова, в этих местах и будет максимально гудеть эта частота, вылезая из общего баланса.
Надо не забывать про зоны провалов тоже. Грубо говоря где то густо, а где то пусто будет.
Добавлено через 3 минуты
В каждой конкретной точке в помещении своя АЧХ будет. За счет переотражений. Плюс еще и реверберационные процессу на нч подключиться могут.
Добавлено через 19 минут
Олег, расположение не меняется, показано звуковое поле взаимодействия разных частот (см. вверху) с этим помещением. На каких-то частотах есть красно-коричневые острова и полуострова, в этих местах и будет максимально гудеть эта частота, вылезая из общего баланса.
Надо не забывать про зоны провалов тоже. Грубо говоря где то густо, а где то пусто будет.
Добавлено через 36 минут
В бетонном/кирпичном помещении низкие частоты за счёт своих свойств бесконечно отражаются от стен, накладываясь на себя же местами складываясь между собой, местами ослабляясь наоборот. Двигая саб туда сюда можно максимум добиться того что не будет провалов нужных частот в нужных зонах помещения.
Решение проблем с низкими частотами только одно сделать что б стены не отражали НЧ в полной мере. Ну и как полумера что б саб не играл в круг, что также сократит колличество отражений.
На мой взгляд самый главный враг саба, это стена что находится за ним. Обычно даже если саб стоит задней стенкой к стене, за счёт своей глубины, расстояние от центра динамика до стены получается уже слишком большое. И отраженная от стены волна не успевает за счёт пройденного пути потерять в давлении, и это очень сильно ухудшает звук НЧ перед сабом вплоть то взаимоуничтожения прямого звука отраженным в 3-4 метрах перед сабом.
Чаще всего это и есть основная причина проблем с низом. Стена которая находиться в 10 метрах перед сабом тоже влияет, но за счёт пройденного расстояния звуковая волна теряет в давлении, и не оказывает такого сильного влияния как отражения от близких к сабы стен.
Решение проблем с низкими частотами только одно
DBA.
s.krivorozhsky
20.04.2021, 05:51
Топ тоже в круговую играет на низах, направленность указывается, по направленности рупора.
При условии одинакового калибра динамика , размера ящика и настройки порта:biggrin:...но так не бывает(за редким исключением), иначе это мечта лабуха...можно работать без саба:biggrin:
Частота ниже которой топ имеет круговую направленность зависит от размера ящика...
Сомнительная формулировка:biggrin:...направленность не зависит от размера ящика...она определяется отношением размера диффузора к частоте (длине волны)...
Что то ниже 400 играет в круг что то ниже 200...
:biggrin::biggrin::biggrin:см выше...
на сабовых частотах любой топ играет в круг.
С каким SPL ?
Саша не нужно искать чёрную кошку в тёмной комнате , если её там нет...seregan1 всё подробно изложил в картинках...
Добавлено через 35 минут
DBA.
Антон...зачем сразу с козырей???...Вы ставите в неловкое положение многих форумчан...DBA замечательный метод , но трудно реализуемый , тем более для лабуха...а вот в автозвуке давно и успешно применяется в салонах премиум автомобилей...
averin-kazan
20.04.2021, 06:54
Основная проблема это большая реверберация в плохо подготовленных помещениях.
Вторая проблема вытекает из первой,действительно на низких частотах колонка излучает звук вокруг себя и звуки,излучённые назад отражаются от стен и возвращаются обратно.
С одним сабом легче найти точку где бас будет более-менее ровно заполнять помещение, и да саб обычно стоит на полу и одним переотражением меньше, а вычислив гудение можно посчитать и оторвать саб от пола на высоту четверть волны.
С сателлитом этого сделать невозможно по причине того что если допустим поставить во избежание гула колонку на 0,5 метра от пола средние и высокие частоты упрутся в задницы и животы танцующих.
Выход мне видится здесь в поднятии как можно выше и направить вниз,по возможности.Но пищалка находится наверху и при близости к низкому потолку начнётся переотражёнка на ВЧ и в итоге гребёнка.
В идеале для такой работы мне видится три-фоник,один саб и пара сателлитов не больше чем на 12" динамиках и с хорошим драйвером на волноводе в диаграммой 90*40 и порезанным от динамика не выше 1200 Гц .
Ну и на последок, всегда нужно корректировать АЧХ системы под конкретное помещение,для этого лучше использовать параметрический эквалайзер.Диапазон частот для вмешательства для уменьшения гула обычно от 125 до 350 Гц.
замерь высоту от пола до потолка
А некоторые делят скорость звука на высоту помещения и получают частоту гудения .
Sasha Stylus
20.04.2021, 11:00
При условии одинакового калибра динамика , размера ящика и настройки порта:biggrin:...но так не бывает(за редким исключением), иначе это мечта лабуха...можно работать без саба:biggrin:
Сомнительная формулировка:biggrin:...направленность не зависит от размера ящика...она определяется отношением размера диффузора к частоте (длине волны)...
:biggrin::biggrin::biggrin:см выше...
С каким SPL ?
Саша не нужно искать чёрную кошку в тёмной комнате , если её там нет...seregan1 всё подробно изложил в картинках...
Добавлено через 35 минут
Антон...зачем сразу с козырей???...Вы ставите в неловкое положение многих форумчан...DBA замечательный метод , но трудно реализуемый , тем более для лабуха...а вот в автозвуке давно и успешно применяется в салонах премиум автомобилей...
Любой топ играет в круг ниже определенной частоты, это обусловленно размерами ящика
Например палка на 3" играет в круг ниже 1000 герц. Топы ниже 300-400 чаще всего.
s.krivorozhsky
20.04.2021, 12:22
Любой топ играет в круг ниже определенной частоты, это обусловленно размерами ящика
Это обусловлено не размерами ящика , а размерами динамика...чем меньше калибр, тем выше граница частоты круговой направленности...на фиксированной частоте чем больше калибр тем уже ДН...наглядный пример это овальные динамики , изменяя способ установки можно изменять ДН...
Например палка на 3" играет в круг ниже 1000 герц.
Играет, но с ничтожным SPL в сравнении с тем, что на оси...
Топы ниже 300-400 чаще всего.
Покажите мне топ (не палку) который играет 360° на 400 Гц...
Например RCF даёт графики зависимости ДН от частоты...при этом внеосевые они дают максимум до 120°...всеми любимый RCF745 согласно даташита на 400 Гц имеет ширину луча 165° , но уже на 120° (+-60)SPL падает в -4 дБ (более чем в 2 раза)...
RCF745 согласно даташита на 400 Гц имеет ширину луча 165° , но уже на 120° (+-60)SPL падает в -4 дБ (более чем в 2 раза)...
ДН определяется по уровню -6 от осевого.
s.krivorozhsky
20.04.2021, 12:30
ДН определяется по уровню -6 от осевого.
Верно... к сожалению графиков более 120° нет:biggrin:...но по определению -6 будет на 165°(согласно графика Beamwidth vs. Frequency)...
И да, в два раза меньше по давлению это -6 дБ.
Sasha Stylus
20.04.2021, 13:31
Это обусловлено не размерами ящика , а размерами динамика...чем меньше калибр, тем выше граница частоты круговой направленности...на фиксированной частоте чем больше калибр тем уже ДН...наглядный пример это овальные динамики , изменяя способ установки можно изменять ДН...
Играет, но с ничтожным SPL в сравнении с тем, что на оси...
Покажите мне топ (не палку) который играет 360° на 400 Гц...
Например RCF даёт графики зависимости ДН от частоты...при этом внеосевые они дают максимум до 120°...всеми любимый RCF745 согласно даташита на 400 Гц имеет ширину луча 165° , но уже на 120° (+-60)SPL падает в -4 дБ (более чем в 2 раза)...
У палки ниже килогерца в круг одинаковый уровень.
Если взять 5" динамик и поставить его в корпус от 15 то именно ширина корпуса определить частоту ниже которой топ насчёт играть в круг.
Если взять 5" динамик и поставить его в корпус от 15 то именно ширина корпуса определить частоту ниже которой топ насчёт играть в круг.
Нет, в ближнем поле будет дифракционная тень от корпуса, но в дальнем поле именно размер излучателя определяет направленность. Поэтому, кстати, крупные колонки и не меряют с метра.
Sasha Stylus
20.04.2021, 13:59
Нет, в ближнем поле будет дифракционная тень от корпуса, но в дальнем поле именно размер излучателя определяет направленность. Поэтому, кстати, крупные колонки и не меряют с метра.
Тогда встречный вопрос, ниже какой частоты 15 топ будет играть в круг?
Тогда встречный вопрос, ниже какой частоты 15 топ будет играть в круг?
Чем хорош Mapp XT - в нëм реальные измерения реальных колонок. Доберусь до компьютера, посмотрю.
s.krivorozhsky
20.04.2021, 14:13
И да, в два раза меньше по давлению это -6 дБ.
Не уподобляйтесь Саше...:biggrin:
-6 дБ если быть точным в терминологии это :
1.Падение интенсивности звука(громкости) в 3,981 раза...
2.Падение (отношение) давления звука в 1,995 раза...
Когда я писал про -4 дБ , я конечно же имел ввиду падение интенсивности (громкости) в 2,5 раза..."SPL":biggrin:
P.S. Громкость это субъективное восприятие интенсивности...:biggrin:
Добавлено через 3 минуты
Тогда встречный вопрос, ниже какой частоты 15 топ будет играть в круг?
Вопрос не только в частоте , а ещё и в SPL на этой частоте...вот графики RCF745
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
я конечно же имел ввиду падение интенсивности
Извините, у вас было написано " SPL падает " (уровень звукового давления), и я не сумел догадаться что вы имели в виду интенсивность.
s.krivorozhsky
20.04.2021, 14:32
Извините, у вас было написано " SPL падает " (уровень звукового давления), и я не сумел догадаться что вы имели в виду интенсивность.
Пытался доступно изложить мысль для лабухов...попал под критику инженеров:biggrin:
Как думаете для лабуха понятнее "давление упало в 2 раза" или "интенсивность (громкость) уменьшилась в 4 раза"...думаю ответ очевиден...
Добавлено через 12 минут
У палки ниже килогерца в круг одинаковый уровень.
:oj:
Я конечно не мерял...но сейчас пойду прикину:biggrin:
Можно на Луине 4HD померять?:biggrin:
Sasha Stylus
20.04.2021, 15:21
Не уподобляйтесь Саше...:biggrin:
-6 дБ если быть точным в терминологии это :
1.Падение интенсивности звука(громкости) в 3,981 раза...
2.Падение (отношение) давления звука в 1,995 раза...
Когда я писал про -4 дБ , я конечно же имел ввиду падение интенсивности (громкости) в 2,5 раза..."SPL":biggrin:
P.S. Громкость это субъективное восприятие интенсивности...:biggrin:
Добавлено через 3 минуты
Вопрос не только в частоте , а ещё и в SPL на этой частоте...вот графики RCF745
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Падение громкости в 2 раза принято считать уменьшением давления на 10 дб.
6 дб это падение мощности в 4 раза.
Добавлено через 3 минуты
Чем хорош Mapp XT - в нëм реальные измерения реальных колонок. Доберусь до компьютера, посмотрю.
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
Топ UPQ D1
s.krivorozhsky
20.04.2021, 15:47
У палки ниже килогерца в круг одинаковый уровень.
Прикинул по быстрому...на Луине на 777 Гц RTA анализатор на Айфоне показал падение на 360° от оси 10-12 дБ...думаю в безэховой камере будет исчо больше:biggrin:
На 15" топе АЧХ сзади и спереди расходятся на 6 дБ в районе 300 Гц.
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
s.krivorozhsky
20.04.2021, 15:59
На 15" топе АЧХ сзади и спереди расходятся на 6 дБ в районе 300 Гц.
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
В какой среде?
Жаль нет под рукой топа...щас на палке померяю 300 Гц...)))
Sasha Stylus
20.04.2021, 16:04
Прикинул по быстрому...на Луине на 777 Гц RTA анализатор на Айфоне показал падение на 360° от оси 10-12 дБ...думаю в безэховой камере будет исчо больше:biggrin:
Ширина морды какая? Я у ТДА палок мерял, там ширина 12 см максимальная и форма обтекаемая, как спереди так и сзади.
Добавлено через 1 минуту
Плюс если близко мерять и крутить палку на стойке, будет падение за счёт того, что расстояние увеличилось.
На 4" колонке АЧХ сзади и спереди расходятся на 6 дБ в районе 1000 Гц (если не считать небольшого дефекта на 750 Гц).
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
Добавлено через 1 минуту
В какой среде?
В безэховой.
Добавлено через 3 минуты
Плюс если близко мерять и крутить палку на стойке, будет падение за счёт того, что расстояние увеличилось.
Кстати да, одинаковое расстояние в данном случае означает акустически одинаковое, то есть по ФЧХ, а не по линейке.
s.krivorozhsky
20.04.2021, 16:12
На 4" колонке АЧХ сзади и спереди расходятся на 6 дБ в районе 1000 Гц (если не считать небольшого дефекта на 750 Гц).
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
Прикольно...я мерял на 777 Гц в комнате...видимо попал в "дефект":biggrin:
В безэховой.
Я скептически отношусь к симуляции...но тем не менее по любому Саша не прав про палку...
Прикольно...я мерял на 777 Гц в комнате...видимо попал в "дефект"
Я скептически отношусь к симуляции...но тем не менее по любому Саша не прав про палку...
У палок дефекты ещё и по вертикали, чуть изменили высоту - и попали в провал.
Это не симуляции, это измерения реальных колонок в безэховой камере.
Sasha Stylus
20.04.2021, 16:16
Прикольно...я мерял на 777 Гц в комнате...видимо попал в "дефект":biggrin:
Я скептически отношусь к симуляции...но тем не менее по любому Саша не прав про палку...
Сергей я на улице палку мерял микрофон примерно в 2 метрах был, палка на 6 динамиков. Я бы тебе графики скинул, но нет их уже. Отодвигал микрофон на максимальное расстояние при котором отражений от пола еще не будет. Ниже 1000 или даже 1500 герц при вращении палки вокруг оси вообще ни чего не менялось ни при каком градусе разворота от 0 до 180. Ты может не верить, это твоё право.
s.krivorozhsky
20.04.2021, 16:19
Это не симуляции, это измерения реальных колонок в безэховой камере.
Тогда где меряют RCF ?...у них по графику вроде -6 от 125 Гц если по определению ДН считать -6 дБ...
Sasha Stylus
20.04.2021, 16:20
Тогда где меряют RCF ?...у них по графику вроде -6 от 125 Гц если по определению ДН считать -6 дБ...
Думаю они привирают. Ибо такой график все премиум бренды мечтали бы иметь.
Тогда где меряют RCF ?...у них по графику вроде -6 от 125 Гц если по определению ДН считать -6 дБ...
На полярной диаграмме 745 я вижу 315 Гц сзади по уровню -6 от осевого.
s.krivorozhsky
20.04.2021, 16:25
Сергей я на улице палку мерял микрофон примерно в 2 метрах был, палка на 6 динамиков. Я бы тебе графики скинул, но нет их уже. Отодвигал микрофон на максимальное расстояние при котором отражений от пола еще не будет. Ниже 1000 или даже 1500 герц при вращении палки вокруг оси вообще ни чего не менялось ни при каком градусе разворота от 0 до 180. Ты может не верить, это твоё право.
По графику Антона на 1000 Гц больше 6 дБ , на 1500 Гц больше 12 дБ...
Добавлено через 1 минуту
На полярной диаграмме 745 я вижу 315 Гц сзади по уровню -6 от осевого.
Точку покажите на графике из даташита...там на 315 Гц -3 дБ уже на 60° от оси...
Sasha Stylus
20.04.2021, 16:33
По графику Антона на 1000 Гц больше 6 дБ , на 1500 Гц больше 12 дБ...
Добавлено через 1 минуту
Точку покажите на графике из даташита...
У Антона 4" динамики в прямоугольном корпусе, у меня были 3" в обтекаемом.
Я могу тебе сказать что то что пишут рцф не правда, или они поставили микрофон в метре и крутили колонку на стойке, тем самым увеличив расстояние от центра динамика до микрофона более чем на пол метра, думаю по фазе если смотреть, то сантиметров 75 там разница будет
Точку покажите на графике из даташита...
Одно радиальное деление = 6 дБ:
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
Sasha Stylus
20.04.2021, 16:35
После того как я послушал сабы рцф, я могу утверждать, что колонки эти ребята делать не умеют впринципе, и верить их графикам у меня оснований тоже нет. Топы у них тоже такое себе. Но это уже совсем другая история.
Ну хоть видео снимать умеют.
Sasha Stylus
20.04.2021, 17:45
hkRxZ0fUU0A
На видео люди занимаются тем же самым, чем и на других заводах. Только у одних получает днб а у других рцф.
Ну хоть видео снимать умеют.
Сравните с российскими роликами:
LOzpxdhr-R4
s.krivorozhsky
20.04.2021, 20:46
Одно радиальное деление = 6 дБ:
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
Верно...НО :
Во первых я говорил о 400 Гц...
Покажите мне топ (не палку) который играет 360° на 400 Гц...
Например RCF даёт графики зависимости ДН от частоты...при этом внеосевые они дают максимум до 120°...всеми любимый RCF745 согласно даташита на 400 Гц имеет ширину луча 165° , но уже на 120° (+-60)SPL падает в -4 дБ ...
А там уже -8-9дБ...
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Во вторых Саша ИМХО говорил о "0" дБ в круг
Топы ниже 300-400 чаще всего.
А по факту даже на 300 в круг -6-10 дБ.
Даже в сабовом диапазоне 100-125 Гц сзади -6 дБ...
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
на сабовых частотах любой топ играет в круг.
Во первых я говорил о 400 Гц...
Так то 15” было, у 12” или 10” будет и 400 Гц.
s.krivorozhsky
20.04.2021, 20:54
Так то 15” было, у 12” или 10” будет и 400 Гц.
В "0" от осевой?
10" на 400 Гц в круг -6-10 дБ...
Даже в сабовом диапазоне 100-125 Гц сзади -6 дБ...
Сильно зависит от дистанции измерения.
Добавлено через 1 минуту
В "0" от осевой?
В ноль не будет, давайте придерживаться официального определения ДН.
s.krivorozhsky
20.04.2021, 21:06
давайте придерживаться официального определения ДН.
Суть полемики в том что с сабами было бы хуже...потому, что на сабовой частоте сабы давят сзади мощнее чем сателлиты...
Суть полемики в том что с сабами было бы хуже...потому, что на сабовой частоте сабы давят сзади мощнее чем сателлиты...
Так сабы и вперёд давят мощнее чем сателлиты. Нельзя ведь сказать, что сабы менее направленные чем сателлиты на одних и тех же частотах.
s.krivorozhsky
20.04.2021, 21:17
И да, в два раза меньше по давлению это -6 дБ.
А -3 дБ это во сколько раз?
А -3 дБ это во сколько раз?
-3 дБ по давлению, напряжению и прочим линейным (силовыми) величинам - это в 1.41 раза.
s.krivorozhsky
20.04.2021, 21:23
А -3 дБ это во сколько раз?
Забыл смайлик поставить...
Добавлено через 1 минуту
По теме топикстартера ответьте с сабами гудёж более вероятен или нет?
По теме топикстартера ответьте с сабами гудёж более вероятен или нет?
Важнее, попадает ли источник в пучность стоячей волны. А саб это будет или топ - без разницы, резонанс легко накачивается и тем и другим.
s.krivorozhsky
20.04.2021, 21:40
Важнее, попадает ли источник в пучность стоячей волны. А саб это будет или топ - без разницы, резонанс легко накачивается и тем и другим.
Вероятность топ=топ+саб?
Вероятность топ=топ+саб?
С сабом вероятность выше, возле поверхности (пола) гарантированно попадем в пучность.
Sasha Stylus
21.04.2021, 02:03
В "0" от осевой?
10" на 400 Гц в круг -6-10 дБ...
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
Держи 10 от днб. Там -6 и -12 на графике.
s.krivorozhsky
21.04.2021, 05:59
С сабом вероятность выше, возле поверхности (пола) гарантированно попадем в пучность.
Антон, может хватит заниматься неймдроппингом ???:biggrin:
Народ ещё от DBA не оправился:biggrin:
Говорите проще, Вы среди Лабухов , а не на семинаре инженеров...:biggrin:
Вот мой пост с которого началась полемика:
ИМХО как раз наоборот...саб в отличии от сателлита как правило имеет круговую направленность и "собирает" все аксиальные моды в отличии от сателлита , который имеет более узкую направленность...так же у саба SPL выше чем у сателлита , поэтому помимо усиления влияния аксиальных мод , можно услышать влияние тангенциальных и наклонных...
Саша мне возразил и сказал , что сателлит в области сабовых частот играет так же как и саб...и понеслось:biggrin:
По этому поводу имею сказать следующее:
1.SPL саба спереди +9 дБ от сателлита...(-3 АЧХ топа +6 целевая кривая)
2.SPL саба сзади +13 дБ от сателлита...(-3 АЧХ топа -6 ДН топа -2 ДН саба +6 целевая кривая)
Прошу к цифрам не придираться они условно-расчётные...для наглядности принято что саб играет в полку в своём диапазоне , сателлит -3 дБ в сабовом диапазоне (50-125 Гц)...
Теперь вопрос: какова вероятность возникновения максимумов (пучностей:biggrin:) стоячей волны с сабом и без?
Добавлено через 4 минуты
Держи ...
Саша , ничего личного , ИМХО надо освежить(или пополнить) знания , многовато "ляпов" даже для начинающего звукоинженера , коим Вы себя сами провозгласили ранее...:pivo::pivo::pivo:
Sasha Stylus
21.04.2021, 06:10
Вероятность возникновения пучностей?
Хочешь ты или нет это зоны есть в помещении даже если в нём колонок нет вообще и они постоянны. В одним и тех же местах.
Моды помещения зависят от его размеров. И бороться с ним можно только применив поглотители низких частот на стенах, что б не было отражений по НЧ от них.
Либо строить помещение без паралельный стен, что тоже метод борьбы с модами.
Либо размеры помещения должны быть настолько большими, что б его резонансы были смещены ниже нужного диапазона.
По поводу направленности, я прекрасно понимаю как ведет себя и саб и колонка если сзади них есть стена. И всё это 100 раз промеряно и проверено.
s.krivorozhsky
21.04.2021, 07:21
Хочешь ты или нет это зоны есть в помещении даже если в нём колонок нет вообще и они постоянны. В одним и тех же местах.
:biggrin::biggrin::biggrin:Наверное это естественный уровень шума их создаёт?:biggrin::biggrin::biggrin:
И бороться с ним можно только применив поглотители низких частот на стенах, что б не было отражений по НЧ от них.
Либо строить помещение без паралельный стен, что тоже метод борьбы с модами.
Либо размеры помещения должны быть настолько большими, что б его резонансы были смещены ниже нужного диапазона.
Кто-то когда-то посчитал, что эффективное поглощение на НЧ достигается при толщине поглотителя от 40 см!!!...это не приемлемо ибо "украдёт" много метров от площади помещения:biggrin:
Не параллельные стены не панацея...ибо есть тангенциальные и наклонные моды...:biggrin:
Физические размеры тоже не способ...ибо существуют 2,3, и т.д. моды...а при современных мощностях быстрого затухания не дождётесь даже в больших помещениях...
Выход один , Антон его указал это DBA...метод не простой, затратный но эффективный...
По поводу направленности, я прекрасно понимаю как ведет себя и саб и колонка если сзади них есть стена. И всё это 100 раз промеряно и проверено.
Но тем не менее с зависимостью направленности от размера ящика ты перегнул...:pivo::pivo::pivo:
Sasha Stylus
21.04.2021, 07:27
Так по направленности топов, тут кучу графиков привели и всё равно сомнения есть?
На семинаре Мауриссио например говорил что направленность только у рупора есть, динамик он всегда омни. Но тут я этого не писал. Ибо понимаю что это не так, и знаю что сразу люди начнут писать что он такого сказать не мог и они смотрели видео его семинара и там такого не было.
Вероятность возникновения пучностей?
Хочешь ты или нет это зоны есть в помещении даже если в нём колонок нет вообще и они постоянны. В одним и тех же местах.
Моды помещения зависят от его размеров. И бороться с ним можно только применив поглотители низких частот на стенах, что б не было отражений по НЧ от них.
Либо строить помещение без паралельный стен, что тоже метод борьбы с модами.
Либо размеры помещения должны быть настолько большими, что б его резонансы были смещены ниже нужного диапазона.
По поводу направленности, я прекрасно понимаю как ведет себя и саб и колонка если сзади них есть стена.
Недавно в одну VL дул в низком помещении 6 на 9) что колонку даже поднять на высоту не мог у стены.
Но звук был отличный)
потому что отделка была горизонтальными округлыми досками типа под бревно, может даже и не панели.
Неровная поверхность стен, по типу студий из ячеек из под яиц)
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
s.krivorozhsky
21.04.2021, 07:37
Так по направленности топов, тут кучу графиков привели и всё равно сомнения есть?
Сомнений нет, есть факты...палка не играет в круг на 1000 гц...саб и топ имеют разный SPL по кругу в горизонтальной и вертикальной плоскостях...
динамик он всегда омни
Это "омни" имеет неравномерность и зависимость от размера диффузора , а не ящика...
[QUOTE=Sasha Stylus;3037758]
Либо строить помещение без паралельный стен, что тоже метод борьбы с модами.
zC8y5vMgsOo
Sasha Stylus
21.04.2021, 09:02
Сомнений нет, есть факты...палка не играет в круг на 1000 гц...саб и топ имеют разный SPL по кругу в горизонтальной и вертикальной плоскостях...
Это "омни" имеет неравномерность и зависимость от размера диффузора , а не ящика...
То есть размер ящика от размера динамика уже ни как не зависит? А еще если много сабов стеком поставить, они из-за размеров своих тоже назад меньше дуют чем вперёд.
если много сабов стеком поставить, они из-за размеров своих тоже назад меньше дуют чем вперёд.
Много сабов стеком работают как один большой излучатель.
Sasha Stylus
21.04.2021, 09:22
Много сабов стеком работают как один большой излучатель.
А от размера излучателя направленность тоже зависит.
Добавлено через 1 минуту
Стек именно прямоугольной формы 3*3 или 4*4.
Понятно что если сабы вряд поставить они вперед и назад играть будут, но по бокам будет падение давления.
Милевский Артур
21.04.2021, 10:14
Тема закончилась на 2 странице. Дальше как всегда одни "измерения". :biggrin:
s.krivorozhsky
21.04.2021, 11:35
А от размера излучателя направленность тоже зависит.
Действительно...чем больше излучатель , тем уже направленность:biggrin:
Но у ДН есть ещё и частотная зависимость...
Если мода пол-потолок, то решается.
Если между боковыми стенами или между передней и задней - не решается.
Приветствую. А как решается?
Приветствую. А как решается?
Вопрос был про изменение высоты установки АС.
Работает на vBulletin® 3. Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод:
zCarot