Форум сайта plus-msk.ru

Форум сайта plus-msk.ru (http://forum.plus-msk.ru/index.php)
-   Усилители, акустика (http://forum.plus-msk.ru/forumdisplay.php?f=69)
-   -   Кардиоида из субов (http://forum.plus-msk.ru/showthread.php?t=147311)

Genrikhs 23.02.2013 15:43

Кардиоида из субов
 
Уважаемые колеги, скоро летний сезон:rolleyes:, и, как все нормальные люди готовлюсь заблаговременно.

Много работы летом на открытой площадке. Раньше работал, как получалось, по возможностям.
А на этот сезон задумываюсь сделать субовый тракт кардиоидой. Чтоб меньше глушило басом исполнителей и приежджих дЖедаев.

В наличии будет 6шт МАГ СУБ 80, и процессор Behringer DCX2496.
Как правильно расставить субы и организовать задержки в процессоре, чтоб минимизировать уровень НЧ сзади субов?

Фото площадки прилагается (ссори за каКчество):
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...]

andreypluss 23.02.2013 16:15

Цитата:

Сообщение от Genrikhs
Фото площадки прилагается (ссори за каКчество):

Немного подправлю...
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...]

Цитата:

Сообщение от Genrikhs
В наличии будет 6шт МАГ СУБ 80, и процессор Behringer DCX2496.
Как правильно расставить субы и организовать задержки в процессоре, чтоб минимизировать уровень НЧ сзади субов?

Не могу понять у данной крыши есть стены, или только несущие колоны? Не клеиться в голове общая картинка((( может лучше план площадки нарисовать или описать подробно? Сцена, столы, танц.площадка, бар.стойка....

trident 23.02.2013 16:53

[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...]

Вот таким образом строят кардиоиду в зависимости от того как и где стоят сабы.
Обратите внимание, в зависимости от наличия или отсутствия подиума сабы ставят по разному.
.

Genrikhs 23.02.2013 17:28

По расстановке более-менее понятно. В моем случае планирую ставить три суба слева, и три справа. Прямой на него обратный, и на него прямой. У меня тот случай со ступенькой.
Возникает несколько вопросов:
1) Можна ли прямые субы левого и правого крыла паралелить, т.е. пускать с одного выхода контроллера, а обратные, соответственно паралельно с другого выхода контроллера. Я понимаю, что моно-не лучший вариант, но на субах это не так критично. Просто в контроллере всего две дырки для субов свободны.
2) Как правильно выставить задержку между субами, с учетом того, что они рупорные.
3) Есть ли разница на каком расстоянии стоят субы левого и правого крыла.
4) ... или лучше поместить обе горки в центре подиума (возможность имеется).

Ануфриенко 23.02.2013 17:47

Цитата:

Сообщение от trident (Сообщение 2604796)
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...]

Вот таким образом строят кардиоиду в зависимости от того как и где стоят сабы.
Обратите внимание, в зависимости от наличия или отсутствия подиума сабы ставят по разному.
.

Есть ещё другой вариант расположения сабов для формирования кардиоиды. Сабы ставятся один за другим на рассстоянии 1м +/- несколько сантиметров, задерживается первый саб до второго и сателлиты также задерживаются до "заднего" саба. Причём имеется в виду расстояние между лицевыми (или тыловыми) стенками саба. По отзывам, такая схема работает лучше, чем показанная на рисунке, и не даёт некоторой потери в звуковом давлении по сравнению с простым стеком, которая наблюдается в однорядном варианте установки, но требует большего пространства по глубине. Центральная частота кардиоиды получается порядка 80 Гц (точнее сказать трудно, так как характеристики воздуха сильно зависят от атмосферных условий). Но в любом случае кардиоида формируется только в том случае, если позади сабов есть свободное пространство. Никак не меньше 3-х метров. Лучше больше. В линейном варианте развёрнутые сабы включаются в противофазе к фронтальным и задержка фронтальных сабов выставляется по результатам замеров с микрофона, установленного на расстоянии, не меньшем 2-х высот стека.

Genrikhs 23.02.2013 18:05

Нарыл на вегалабе [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...]

И рисуночек, да простит меня автор, то что мне надо:
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...]

OZet 23.02.2013 18:56

[IMG]http://*********org/2872301.jpg[/IMG]

Metron 23.02.2013 19:26

Цитата:

Сообщение от Genrikhs (Сообщение 2604807)
Нарыл на вегалабе [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...]

И рисуночек, да простит меня автор, то что мне надо:
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...]

только уменьшите расстояние и задержку ровно в двое. Субы в моно не можно, а нужно. для максимальной эффективности все по центру площадки. В таком случае для деления с топами лучше фильтры Баттерворта 3-го порядка. Если субы по краям, то лучше Л-Р 4-го порядка. При добавлении третьего и последующих рядов увеличивается осевая концентрация, но сужается полоса частот, но при полосе частот сабвуферов 40-80(90)Гц это не существенно.

не обратил внимание что у вас суб80, они от 40Гц не играют. Тогда уменьшите пропорционально расстояние и задержку для получения 1/4 длины волны на середине рабочего диапазона сабвуферов. Это получится примерно 113-120 см и задержка 3.3-3.5 мс.

Ануфриенко 23.02.2013 20:11

Цитата:

Сообщение от Genrikhs (Сообщение 2604800)
По расстановке более-менее понятно. В моем случае планирую ставить три суба слева, и три справа. Прямой на него обратный, и на него прямой. У меня тот случай со ступенькой.
Возникает несколько вопросов:
1) Можна ли прямые субы левого и правого крыла паралелить, т.е. пускать с одного выхода контроллера, а обратные, соответственно паралельно с другого выхода контроллера. Я понимаю, что моно-не лучший вариант, но на субах это не так критично. Просто в контроллере всего две дырки для субов свободны.
2) Как правильно выставить задержку между субами, с учетом того, что они рупорные.
3) Есть ли разница на каком расстоянии стоят субы левого и правого крыла.
4) ... или лучше поместить обе горки в центре подиума (возможность имеется).

В прцессоре 2496 есть функция замера задержек. Измерительный микрофон Behringer и всё можно выставить.

Genrikhs 23.02.2013 21:10

Цитата:

Сообщение от Ануфриенко (Сообщение 2604834)
В прцессоре 2496 есть функция замера задержек. Измерительный микрофон Behringer и всё можно выставить.

В общих чертах понятно. Мик в наличии, буду пробовать.
Интересовала в основном разница(спецыфика) в настройке между ФИ и рупором.

andreypluss 23.02.2013 21:16

Интересно, а какая картинка правильна? И есть ли разница на какой саб задержка?

Genrikhs 23.02.2013 21:18

первый - первый играет, соответственно второй и топы задерживаем

Добавлено через 1 минуту
если топы на втором стоят

Добавлено через 3 минуты
Да и, как сказал отец Ануфриенко, мик покажет что и к чему

andreypluss 23.02.2013 21:24

Цитата:

Сообщение от Genrikhs
если топы на втором стоят

Спасибо. Теперь понятно!

IKAR75 23.02.2013 21:36

И каким процем все это реализовать? И сколько будет стоить проц?:smile:

andreypluss 23.02.2013 21:39

Цитата:

Сообщение от IKAR75
И каким процем все это реализовать? И сколько будет стоить проц?

Акустическим:smile:

Genrikhs 23.02.2013 21:41

хрюшы 2496 должно хватить на две моно линии + топы в биампе

IKAR75 23.02.2013 21:43

Цитата:

Сообщение от andreypluss
Акустическим

Ну это понятно! Драйврэки РА явно не катят, и все остальное что 2*6. Остаются типа Драйврэки 480 серии. а цена?

Genrikhs 23.02.2013 21:49

Цитата:

Сообщение от IKAR75
Ну это понятно! Драйврэки РА явно не катят, и все остальное что 2*6. Остаются типа Драйврэки 480 серии. а цена?

Четире канала на топы, и два на две линии субов. Получается 2*6, хватает.

Sanshes 27.02.2013 12:07

Genrikhs а разве есть смысл делать кордиоду, если у вас рупорные субы?
Они вроде и так имеют направленность.
Смысл кордиоды только в ФИ субах.

Поправьте если что не до понял.

Genrikhs 27.02.2013 18:38

Цитата:

Сообщение от Sanshes
Genrikhs а разве есть смысл делать кордиоду, если у вас рупорные субы?
Они вроде и так имеют направленность.
Смысл кордиоды только в ФИ субах.

Поправьте если что не до понял.

Да вот хочу попробовать, а то сзади шифер выступает в роли подтанцовки:biggrin:

П.С. Перешел 500-е сообщение.

Metron 27.02.2013 20:30

Sanshes,
никакие они не направленные. это даже толком и не рупор. Слишком мал размер для формирования направленности. Настоящий рупор на такие частоты должен иметь размер устья несколько квадратных метров. Поэтому усечённые конструкции типа тех что на вашей аватарке или обсуждаемых SUB-80 заметно расширяют полосу воспроизводимых частот вниз при группировании в стек. Но и при этом направленность выражена точно так как и у такой же по размеру кучи фазоинверторов. Чувствительность выше, отсюда и миф о дальнобойности рупоров. А затухание те же 6 дб на каждое удвоение расстояния.

Stepan Mega 27.02.2013 21:33

Уже вижу паритет от ТДА

mAxSpace 01.03.2013 07:45

Добавлено через 3 минуты
Цитата:

Сообщение от Metron (Сообщение 2604821)
только уменьшите расстояние и задержку ровно в двое.

Не путаете с расположением массива сабов перед сценой ?
Приминительно к картинке с Вегалаба(когда передний ряд сабов на краю сцены, а задний утоплен в глубь сцены) вот картина АЧХ двух вариантов - 1.43 метра и 2.86 метра, синие - то что твориться на сцене, красные - то что в зале.

[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...]

seregan1 01.03.2013 09:28

Metron,
Чувствительность динамической головки в рупоре выше, выше и КПД, а следовательно и максимально развиваемое давление в сравнении с ФИ. В стеке действительно понижается нижняя граничная частота вследствие увеличения общей площади стека рупоров.
Но, кстати, на своих ВСХ я и без создания ухищрений с кардиоидой не наблюдал явления переизбытка НЧ на сцене в сравнении с ФИ. А вот перед стеком рупоров - да, НЧ дают жару! И о каком мифе про дальнобойность рупоров можно говорить, если они и вправду бьют и давят значительно дальше ФИ, естественно если сравнить одинаковое кол-во одиночных рупоров и ФИ в стеке на одинаковых головах?

белша 01.03.2013 13:31

По идее рупорные сабы при применении построения кардиоиды с помощью градиента давления, должны более сильно давить боковые лепестки. Но на практике не пробовал.

mAxSpace 09.03.2014 14:23

Пару лет назад работал с 8-ю сабами - две линии на растоянии 2.8 метра между мордами. Все сабы под сценой. 12 микрофонов. Гейтов небыло. "Заводка"микрофонов на НЧ ни разу не возникла.
Годом позже - та же сцена, но сабов 4 шт. Но включены без кардоиды (просто все вместе) единственный микрофон у ведушего и тот несколько раз заводился по НЧ.
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...]
Записыавал на обычную мыльницу, поэтому качество не очень, микрофон перегружается при большой громкости.

Igor94 09.03.2014 23:12

Кстати ребята, у меня есть пара сабов с парою бошек по 18" каждый. Проблема, что за сабом низ долбит капитальный, а не хотелось бы, а то как у меня как правило ( с экономией места ) барабанщик сидит примерно за сабами за 0.5м - проблема: постоянная НЧ заводка од бас-барабана. Микрофоны вокалитов в порядке звучат даже без применения гейта:smile: А вот на барабаны ставлю, помогает, но барабанщик после 2-3 стакана:pivo: уже на бас-барабан плохо начинает наживать и его нужно добавлять, от чего и заводка берется. Конкретно фон создает основной микрофон ( не тот, который щелчок снимает ). Вариант рассмотрен для улицы, сзади сцены имеется стенка помещения - может она влияет???? Просто тут читаю про кардиоду- если она помогает гул за сабами убрать, так тогда буду ее проектировать. Касательно саба - он не бубнит, частоты среза стоят оптимальные ( 65 Гц, 2 порядок Л-Р ) как для меня, так и для сабов:biggrin:
Добавлю - саб ФИ, и стоят по краям сцены.

dubstep 09.03.2014 23:46

Цитата:

Сообщение от seregan1 (Сообщение 2606181)
о каком мифе про дальнобойность рупоров можно говорить, если они и вправду бьют и давят значительно дальше ФИ, естественно если сравнить одинаковое кол-во одиночных рупоров и ФИ в стеке на одинаковых головах?

Сергей, не все так однозначно.:wink:

Igor94 09.03.2014 23:52

Цитата:

Сообщение от dubstep (Сообщение 2695186)
Сергей, не все так однозначно.:wink:

Согласен - рупор звук конкретно фокусируют, поэтому обладают большой плотностью баса - т.е. при ветреной погоде бас не будет сильно "гулять" по площадке. А насчет дальнебойности - не на всех частотах, а точнее чем ниже частота, тем и падает дальнебойность (а правильнее звуковое давление) этой же волны.

dubstep 10.03.2014 00:00

Вопрос только в количестве рупоров, при котором начинается "фокусировка" звука.
4шт WSX ровной полкой опускаются к 30-35гц, но вопрос с дальнобойностью относительно ФИ остается открытым.

Цитата:

Сообщение от Igor94 (Сообщение 2695179)
Проблема, что за сабом низ долбит капитальный
+++
Добавлю - саб ФИ, и стоят по краям сцены.

Отключите один из сабов и по возможности измените крутизну LPF и HPF фильтров на более меньшую. Картина позади сабов изменится. ФИ оформление тут не причем.

p.s. мне вот наоборот нравятся WSX в небольших помещениях, 250-400квм и именно за характер звучания на танцевальной музыке.

белша 10.03.2014 03:08

Цитата:

Сообщение от Igor94
Проблема, что за сабом низ долбит капитальный, а не хотелось бы, а то как у меня как правило ( с экономией места ) барабанщик сидит примерно за сабами за 0.5м - проблема

Игорь может проще проблему решить другой расстановкой либо субов либо барабанов? Можно еще с задержкой поиграть если процессор есть, но...
а кардиоиду с двумя субами... никак

mAxSpace 10.03.2014 08:25

Цитата:

Сообщение от белша
а кардиоиду с двумя субами... никак

Почему-же ? Можно. Только эту пару придётся ставить где-то посередине сцены (идеально под сцену)

копалкин 10.03.2014 11:26

Цитата:

Сообщение от mAxSpace (Сообщение 2695231)
Почему-же ? Можно. Только эту пару придётся ставить где-то посередине сцены (идеально под сцену)

...с расстоянием между сабами 2-2.5 метра ,при центральной частоте 60 Гц.
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...]

mAxSpace 10.03.2014 11:29

Хм... прикольное решение... Если два таких массива поставить справа и слева сцены, то на ней баса не будет.
И процессора не надо. Беру на вооружение.

копалкин 10.03.2014 11:34

Пульзуйте на здоровье :biggrin:

trident 10.03.2014 12:47

Только не забывайте, что здесь образуется не кардиоида, а восьмёрка. То-есть назад лупит тот же бас, что и вперёд.

Igor94 11.03.2014 09:56

Цитата:

Сообщение от dubstep (Сообщение 2695190)
Отключите один из сабов и по возможности измените крутизну LPF и HPF фильтров на более меньшую. Картина позади сабов изменится. ФИ оформление тут не причем.

65 гц, 12 дБ/окт - самый оптимум как для меня:smile: бубнежа нет.

Добавлено через 6 минут
Цитата:

Сообщение от белша (Сообщение 2695194)
Игорь может проще проблему решить другой расстановкой либо субов либо барабанов?

Ну это как бы последний должен быть вариант:biggrin:
Цитата:

Сообщение от белша (Сообщение 2695194)
Можно еще с задержкой поиграть если процессор есть, но...

Вот как-раз у кроссе в меня дилея и нет:frown:, а я как-то и думал про нее, но сильно не взирал вниманием... Возможность пользования DBX Drive Rack PA+, есть:smile: - буду брать и пробовать.
Цитата:

Сообщение от белша (Сообщение 2695194)
а кардиоиду с двумя субами... никак

Та можно - под сцену и посредине, но все же - не будут они с туда низом продавливать на верх??? - думаю, что будут, поэтому как-бы не очень выгодно... А есть вобще-то какой-то выграш из кардиоиды - в плане звукового давления и плотности???

Добавлено через 10 минут
Цитата:

Сообщение от копалкин (Сообщение 2695261)
...с расстоянием между сабами 2-2.5 метра ,при центральной частоте 60 Гц.
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...]

В смысле - просто рядом один и другой ставить, единственное расстояние соблюдать???

mAxSpace 11.03.2014 10:21

Цитата:

Сообщение от Igor94
Та можно - под сцену и посредине, но все же - не будут они с туда низом продавливать на верх???

Два саба под сценой это только если с процессором, по этой картинке что вашем посте на сцене будет гудёж.
Цитата:

Сообщение от Igor94
А есть вобще-то какой-то выграш из кардиоиды - в плане звукового давления и плотности???

В лучшем случае никакого, в худшем будет ослабление. Просто есть разные методики, по которым можно строить направленный басовый массив.
Если вы поставите сабы под сцену, один за другим на растоянии 2.8 метра и на передний выставите задержку 8,4 мсек то в зоне между сабами будет давление резко падать, позади - сново увеличиваться, но не как спереди. Спереди давление будет такое же как еслиб вы поставили два саба посередине друг к дружке.
А вообще, сделайте эскизик с размерами сцены и примерной расстановкой микрофонов и инструментов, подскажу более точно с расчётами.
Кстати сцена глухая ? в смысле если сабы под ней будут стоять, звук будет через перекрытие сцены проходить ?

белша 11.03.2014 14:08

Цитата:

Сообщение от копалкин
..с расстоянием между сабами 2-2.5 метра ,при центральной частоте 60 Гц

Этот вариант, крайне сомнителен, мало того что как написал trident, образуется восьмерка (проблемы - на сцене может и будет тихо, но если сзади стена...) и просмотрите картинку с шагом герц 10 внутри диапазона субов, не забудьте что они по любому будут излучать весьма ощутимые гармоники герц до 160 так-что выигрыш... хотя может в Ваших акустических условиях (расположение стен и т.п.) может и сложится

Добавлено через 3 минуты
Цитата:

Сообщение от mAxSpace
Если вы поставите сабы под сцену, один за другим на растоянии 2.8 метра и на передний выставите задержку 8,4 мсек то в зоне между сабами будет давление резко падать, позади - сново увеличиваться, но не как спереди. Спереди давление будет такое же как еслиб вы поставили два саба посередине друг к дружке.

Вот этот вариант намного лучше, но для хорошего эффекта первый суб должен быть немного быть выдвинут вперед относительно зеркала сцены хотябы на метр, полтора

lomix 11.03.2014 14:22

Цитата:

Сообщение от mAxSpace
В лучшем случае никакого, в худшем будет ослабление.

Получается, что кардиоида исключительно для подавления определённой частоты (в предложенном Вами случае 60 Гц) и, как следствие не желательного гула не сцене. Ну, а ежели кто не парится по этому поводу, просто ставить кабинеты в вертикальный моно стек перед сценой и будет мясо?!

копалкин 11.03.2014 14:30

Мой вариант выгоден только тем у кого нет проца. Да и сабы , для отсутствия бубнежа на сцене, придётся ставить с боку от сцены.
ПС. для нормальной работы - только проц .

2 Igor94 - да , соблюдать расстояние между сабами и сместить их в сторону от сцены.(смотрим карту)

mAxSpace 11.03.2014 14:46

да, если живой звук и сабов много, то работать на сцене будет очень сложно - звук мониторов будет тонуть в гудении сабов.

seregan1 11.03.2014 14:54

Макс, у меня таких проблем нет. Хоть и сабов 8 штук, да и с 16-ю впрочем тоже ( плюс прострелы с сабами не хилые были). При этом кардиоиды мы не делали.

mAxSpace 11.03.2014 14:57

seregan1, дык у тебя рупора )))

seregan1 11.03.2014 15:01

И что? На простреле TW-Audio стоял, там сабы не рупорные, и у барабанщика топ+саб.

mAxSpace 11.03.2014 15:56

seregan1,
Рупора сами по себе назад неохотно играют, плюс к этому если кластером, то сзади или сбоку НЧ не так много, поэтому проблемма не стоит так остро.
Цитата:

Сообщение от seregan1
На простреле TW-Audio стоял, там сабы не рупорные, и у барабанщика топ+саб.

Ну там не по 10квт они наверно ? И играют не так басовита как основные порталы в зал.

Добавлено через 3 минуты
Системы вообще все разные.
Я несколько клубов строил и везде по разному.
Водном клубе стоят под сценой 8шт 15" рупорных сабов, сцена модульная, небольшая - если на столь диджея поставить стакан, то он через пару минут свалится со стола.
Другой клуб - 12шт 18" рупорных сабов. Этот стакан будет стоять и не двигаться. Правда сабы расположены слева и справа от сцены по 6 шт в кластере.

seregan1 11.03.2014 16:35

TW-Audio как раз 10 кВт и стояло на простреле.

Sasha May 11.03.2014 17:14

6 субов - удачное количество, для формирования кардиойдной направленности!
1) Поставьте все 6 субов в горизонтальный ряд и не парьтесь!
2) Если хочется попариться - установите суба как сказано в п.1, затем 2 центральных суба отодвигаете назад на метр, разворачиваете на 180 градусов и включаете в противофазе.
Если переделать провода, тогда достаточно 1-го канала процессора... а можно и вообще без оного..

mAxSpace 11.03.2014 17:39

Sasha May, спасибо за совет, но я как бы в курсе как это делается
)), тем более в том клубе восьмёрка гораздо больше подходит.

Sasha May 11.03.2014 21:58

mAxSpace, так это я Genrikhs-у... :wink:
А теперь вам!!! :smile: - при "8"-ке боковая давка снижается, но с 50% потерями уровня на танцполе... поскольку половина кластера будет дуть в тыл, т.е. бесполезную зону...
КПД "8"-ки в данной инсталяции = 50%, т.е остается полезными всего 3 суба... хватит ли их???? ИМХО это жесткий компромисс!
Если не хочется возиться с нормальной кардиоидой - проще возле джедая поставить ОДИН саб в противофазе и 5 сабов пусть дуют на танцпол, так КПД гораздо выше, чем в "8"-ке.


Часовой пояс GMT +1, время: 13:14.

Работает на vBulletin® 3. Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot.