![]() |
Звукорежиссёр (вопросы и ответы)
SoundDesigner и Макс Одесса!!!
Благодаря этим двум людям создана эта тема. Именно в ней мы можем поделиться опытом и поспорить, ведь как известно... в споре рождается истина! Надеемся на поддержку опытных звукарей...:ok: |
Enhanser - что это, поподробнее кто расскажет?
И вообще: о психоаккустике лекцию можно? |
Щас тебя завалят Инэтовскими статьями:biggrin: :biggrin:
|
Цитата:
из личного опыта... Его то не займёшь... |
Gor,
Игорь ты прав.Завалить можно книгами,пособиями и прочим из интернета. Писать самому(мне или кому-либо)дело трудоёмкое,да и на сколько наши познания точны...В этом случае просто начнётся спор,который перерастёт во флуд и те кто хотел что-то познать,так и останутся с теми же знаниями. Я располагаю достаточным колличеством литературы и могу выкладывать на общее обозрение. Вот для начала ответ на вопрос Виталича. ЭКСАЙТЕРНАЯ ОБРАБОТКА Эксайтирование — это обогащение сигнала гармониками, утраченными в процессе записи. Для ясного понимания сущности процесса необходимо ощущать разницу между эксайтированием и эквализа-цией. Эквалайзер не добавляет в звук никаких гармоник. Он может усилить или ослабить существующие частоты. Но обогащение звука новыми обертонами не входит в задачи этого прибора. Если эквалайзер используется для подчеркивания характерных обертонов музыкальных инструментов, то он усиливает определенную частотную область. Если же требуемых частот изначально мало, то эквализация не даст желаемого эффекта, либо вместе со слабым сигналом вытащит все нежелательные шумы. В отличие от эквалайзера, эксайтер сам достраивает высшие гармоники, отталкиваясь от огибающих основных тонов. То есть происходит не усиление требуемых частот, а логичное добавление обертонов. Такая обработка при ее грамотном применении дает ощущение прозрачности и повышение разборчивости звучания. Хотя непонимание процесса эксайтирования может привести к довольно плачевным результатам. Например, через эксайтер нет смысла воспроизводить орган или медные духовые инструменты, которые характеризуются линейчатым спектром основных тонов. Эксайтирование инструмента, по своей природе не имеющего обертонов, может вызвать весьма неожиданный и чаще всего неприятный эффект. Эксайтер — это психоакустический прибор, основанный на нелинейности человеческого слуха. И если, рассказывая об эквалайзере, можно опираться на какие-то количественные оценки — полоса час-тот, добротность, усиление/подавление, то обсуждение эксайтера гораздо труднее свести к каким-либо числовым характеристикам. Проще разговаривать на уровне ощущений. И как результат — работа с хорошим эксайтером, как и с любым другим психоакустическим прибором, таит в себе много сложностей. Например, проблема быстрого привыкания — если нет врожденного чувства меры и вкуса, то очень легко переусердствовать. Даже искушенному звукорежиссеру порой хочется крутануть ручку побольше — и нужно очень четко дозировать количество эффекта, дабы не навредить. Приборы генерации обертонов выпускаются многими фирмами. Большинство из них являются потомками схемы, запатентованной в свое время фирмой Aphex. Однако эксайтеры этой схемы имеют достаточно узкую сферу применения. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, в силу способа получения эксайтерного эффекта звук обогащается не только обертонами, но и достаточным количеством интермодуляционных составляющих, которые не входят в гармонический ряд звука и воспринимаются исключительно как искажения. Поэтому для многих эксайтеров характерно ощущение грязи на средних частотах. Во-вторых, эксайтер обедняет звук ниже частоты тьюнинга (частоты среза). Из-за лобового решения вопроса подмешивания гармоник к исходному сигналу увеличение количества обертонов приводит к "просаживанию" основной гармоники. В итоге — происходит не только обогащение звука обертонами, но и изменение баланса между основным тоном и гармониками, что приводит к утончению звука и исчезновению основных сочных нот. Именно за это многие не любят эксайтер — например, трудно найти гитариста-поклонника эксайтерной обработки. Константин ЛАКИН. Август 1996 г. |
Сори...начал было с эксайтера....
ЭНХАНСЕРЫ Эксайтеры и энхансеры используются для того, чтобы изменять тональные качества звука. Но, в отличие от эквалайзера, который просто усиливает или ослабляет частоту, имеющуюся в сигнале, энхансеры могут создавать новые гармоники. Открытие было сделано американской компанией Aphex. Они разработали прибор под названием Aural Exciter. Название "эксайтер" защищено авторским правом, поэтому другие производители обычно называют свои приборы "энхансер" (часто с добавлением "психоакустический"). В энхансере используется средняя и верхняя составляющая входного сигнала для генерации управляемых искажений, что приводит к созданию новых гармоник. Если эти гармоники в небольшом количестве подмешать к необработанному сигналу, это сделает его более ярким, громким и чистым. Может показаться парадоксальным, что добавление искажений делает сигнал чище, но это происходит на самом деле. Регулируемый фильтр высоких частот подает часть входного сигнала в цепь генератора гармоник. Можно менять частоту фильтра от 2 кГц до 6 кГц и выше (в зависимости от модели). Сигнал подается в специальную цепь, где происходит создание новых гармоник. Происходят также неизбежные фазовые сдвиги (в результате работы высокочастотного фильтра), которые значительно влияют на конечный результат. На выходе генератора гармоник стоит компрессор. Важно правильно подобрать время атаки компрессора, и гармоники обогатят звучание инструментов (в особенности тех, для которых важно показать переходный процесс - барабаны, струнные инструменты при технике игры пиццикато). Возможности Существуют моно и стерео энхансеры. Управление сходно. Уровень сигнала отображен на дисплее, есть регулятор "drive", при помощи которого подбирается необходимый уровень. Пользователь решает, на какую часть аудио спектра должны влиять гармоники - только на верхний край или вниз до середины. В случае с полным стереомиксом бывает достаточно добавить немного яркости тарелкам или дыхания - голосу. Если же вы хотите изменить звук только одного малого барабана, то тогда нужно влиять на большую часть спектра. Фильтр в этом случае должен быть установлен на более низкую частоту. Частота фильтра 3 кГц приведет к созданию гармоник 6 кГц (вторая гармоника от 3 кГц) и выше. Несмотря на то, что баланс четных и нечетных гармоник может быть в разных моделях энхансеров своим, считается, что четные гармоники звучат наиболее музыкально. Большинство энхансеров имеют переключатель "bypass", что позволяет напрямую сравнить обработанный сигнал с необработанным. Также есть ручка "mix", которая смешивает небольшую порцию сигнала, обогащенного гармониками, с необработанным сигналом. Это должно происходить внутри устройства (а не через петлю посыла на эффект, как это обычно бывает с традиционными проборами), так как гармоники должны добавляться к необработанному сигналу в правильной фазе. Если производить добавление гармоник на микшерном пульте, это может привести к фазовым сдвигам между сигналами (что тоже употребляется в некоторых случаях). В других эффектах ручку "mix" можно установить в положение "effect only" (только обработанный сигнал), в энхансере этого сделать нельзя. Вообще, энхансер не может считаться эффектом, это скорее процессор, и он должен подключаться в линию сигнала (через точку разрыва). Установка параметров После включения в линию и подачи аудиосигнала на вход энхансера нужно отрегулировать уровень входного сигнала при помощи ручки "drive" так, чтобы индикатор показывал максимум только в пиках (малый барабан в поп-музыке). Если прибавить уровень микса, то можно будет слышать, как влияет ручка фильтра на выход новых гармоник. Когда положение ручки фильтра будет подобрано, уровень микса можно уменьшить. В этом случае в сигнал будет подмешиваться только необходимое количество гармоник. Если вы обрабатываете стереосигнал, оба канала должны быть отрегулированы одинаково. При правильном использовании энхансеры могут придать окраску профессиональности даже домашним записям. Надо стараться делать это в меру, не перегрузить звучание. Человеческое ухо быстро привыкает к уровню яркости сигнала, поэтому не удивляйтесь, что музыка, обработанная при помощи энхансера, вчера в конце рабочего дня звучала превосходно, а сегодня наутро вы обнаружили, что в ней слишком много хрипов или она невозможно яркая. Полезно почаще выключать энхансер из линии, чтобы легче почувствовать перспективу. Лучше не включать его вообще до момента финального сведения. Следите также за шумами на заднем плане (background noise). Энхансер может не только добавить блеск и определенность вашей музыке, он делает это и с шумами, поэтому старайтесь, чтобы сигнал, который идет на энхансер, был максимально свободен от шума. He делайте больше обогащения сигнала, чем нужно. Нужно аккуратно устанавливать ручку частоты. частота не должна быть слишком низкой для того типа сигнала, который подвергается обработке, иначе будет слишком много резких звуков в тех сигналах, которые и без того звучат достаточно сильно. Инхансер лучше всего использовать для того, чтобы добавить немного яркости верхнему краю. В особенности нужно быть осторожным, если в миксе есть много гитар с искаженным звуком ("дисторшн"). Применение Всегда есть искушение пропустить через энхансер целый микс, чтобы он зазвучал более живо. Но это не всегда следует делать. В тех случаях, когда мастер-лента не слишком качественна, или вы собираетесь делать много копий на кассетах, тогда вам действительно нужно применить энхансер для компенсации потерь верхних частот. Но если таких проблем нет и ваш микс звучит хорошо, то не следует добавлять энхансер: вы мало что выиграете, напротив, будет слышно некоторое напряжение. Энхансер может быть применен на этапе микширования для того, чтобы добавить в аудиокартинку контраст. Если вы сделаете одних инструментов более ярким, a остальные оставите необработанными, то результат будет звучать ярко и живо, а ваши уши не будут уставать так скоро. Если же сделать ярким весь микс, то иммунитет к яркости разовьется очень быстро. Сначала нужно обогатить гармониками звучание тарелок (и даже всей ударной установки), потом акустической гитары и, конечно же, вокала. Это можно сделать путем создания стереоподгруппы (собрать в нее все треки, требующие вмешательства энхансера), и в разрыв подгруппы включить процессор. В этом случае даже запись, сделанная не самыми лучшими микрофонами, зазвучит впечатляюще, определенно, и вокал станет более близким и интимным. Можно также использовать энхансер, чтобы оживить и сделать более ясным звучание синтезаторов и сэмплеров, которые не имеют достаточной полосы. Например, стрингс зазвучат совсем подругому, с новой глубиной. Если вы когда^ибо работали с пианино Fender Rhodes, вы обнаружите, что энхансер придает ему атаку, которой ему всегда не хватало. Синтезированные и настоящие духовые инструменты также могут быть обработаны с помощью энхансера: это придаст им резкую атаку, которая бывает только у хорошо записанной живой духовой секции. Как и в случаях с другими процессорами сигналов, эксперимент - лучшее, что вы можете сделать. Баобарабан и малый барабан, в звучании которых не хватает щелчка, могут выиграть от применения энхансера, которых уплотнит звук. Именно здесь вы можете установить низкую границу для фильтра. В особенности хороший эффект возникает при обработке малого барабана. Кроме описанных случаев придания живости хорошим записям, энхансер часто употребляется для улучшения звучания старых мастер-лент и просто плохих записей. Для этого он ставится после динамического шумоподавителя (dynamic noise filter) и восстанавливает потери верхних частот, которые возникают в процессе работы фильтра или из-за возраста ленты. Разновидности энхансеров Существуют энхансеры, которые прямо не добавляют новых гармоник, но проводят динамическое выравнивание и сдвиг фазы сигнала. На практике это означает, что в сигнал добавляются усиленные верхние частоты. Сдвиг фазы обуславливает то, что субъективное восприятие работы такого устройства ничем не отличается от результатов обработки привычного энхансера. Одно преимущество этой системы состоит в том, что когда на входе нет сигнала или он слишком мал, то никакой обработки не происходит, а стало быть, шум в тихих пассажах и паузах не усиливается. |
Zab, спасибо!
|
Саша! Огромное, человеческое СПАСИБО ! ! !
Если ты не против - я в Асю к тебе постучусь... Мне некоторые вопросы порой спать не дают... И ещё вопрос... Часто работаем в маленьких помещениях - начинает заводится мик... на 250-300 Гц Как расчитать расстояние между колонками что-бы избежать резонанса по бочковым частотам... Частотный конфликт? Поподробнее, если можно... СПАСИБО... |
Уважаемые модераторы!
Убедительная просьба, перенесите данную тему в форум МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Где ей и место... СПАСИБО. |
Спасибо, ZAB!
|
Саша, от меня тоже большое спасибо! :smile: Буду следить за этой темкой...:rolleyes:
|
Частотный конфликт... что это и как с ним бороться?
|
Цитата:
В данной ситуации в основном приходится эквалайзером подрезать возбуждающиеся,резонирующие частоты. |
ЭНХАНСЕРЫ и ЭКСАЙТЕРЫ
Саш, а какие програмные приборы посаветуешЬ? |
Цитата:
резонанс в 100 Гц (не помню где вычитал) Но ведь формула резонанса должна быть! Ща позвоню... есть идея! |
Цитата:
|
Цитата:
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...] [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...] [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...] Вот эта байда очень хорошо с этим справляется... Проверял лично. И не нада ни хрена высчитывать.. Один раз инвестировал и .... логарифмическую линейку можно подарить конкурентам. |
Любой разрушитель обратной связи, это обычный EQ.
А ваще, изначально нужно сам аппарат отстраивать, чтоб не покупать потом разрушитель. Потому что, убрав одну паразитирующую частоту, от счастья не опытные дают общего коксу, и ловят то же самое, только в другом диапазоне :smile: а душить уже нечем:smile: Составляющих масса. Особенно часто это происходит у любителе "птичек" на Эква-ре. Для них главное что б ручки стояли красиво как птичка,(по их мнению как у всех) а не как нужно для правильной работы. |
Цитата:
Такой "чудный" звук выпускали - фикалии маками покажутся! |
Я работаю с GIGA studio и какие звуки я могу обрабатывать если пользуюсь акаевскими сэмплами?И ещё, вокал можно улучшить эксайтером?А VSTi в Кубе и так звучат прилично.
|
Цитата:
Цитата:
|
Д. Гибсон
Искусство сведения Технический редактор – Г.Петерсен Визуальное руководство по звукозаписи и продюссированию Эта книга предназначена для тех, кто хочет знать, как сделать звук лучше. ПРЕДИСЛОВИЕ Эта книга призвана ответить на два извечных вопроса: «Какими средствами достигается великолепная запись?» и «Как делается качественный микс?». И хотя большинство из присутствующих могут сказать, какое качество микса их устроило бы, чаще всего они не знают, как этого достичь, когда они уже находятся в студии. Чтобы ответить на эти вопросы, я буду использовать визуальное представление звуков, как способ понимания мира воздействия звука, которое звукоинженер может получить с помощью студийного оборудования. Довольно легко можно изучить функциональность каждого отдельного устройства в студии – вы можете прочесть руководства или множество других книг. Трудность состоит в знании, как правильно использовать эти устройства или их комбинацию для получения конечного микса. В других областях искусства нет недостатка литературы, объясняющих мир эстетики. И в музыке, и в живописи студенты пытаются ответить на вопрос: «Как создать великое произведение?». Звукозапись – относительно новая отрасль, и на данный момент существует довольно мало описательного материала. Вы держите в руках одну из первых книг, в которой делается попытка объяснить эстетическую сторону создания записи. Это не легкая задача, т.к. существует множество музыкальных стилей, основанных на использовании множества инструментов, записываемых разными способами. Каждый музыкальный стиль, кроме того, постоянно меняется. Множество вариации – бесконечно. Скорее всего, никто не задумывается над всем этим комплексом проблем в области звукозаписи из-за отсутствия некой основы, от которой мог бы отталкиваться анализ. В музыке эту основу задает музыкальная теория. Эта книга дает основу всего, что инженер по звуку делает при сведении. Первичная цель этой книги – дать перспективу того, как работает комплекс студийного оборудования при создании любого микса. Имея такую перспективу, вы можете создавать свои собственные миксы. Иногда говорят, что касается записи – правил не сущесвует. Микс, который один человек называет хорошим, может оказаться наихудшим для другого. Как бы то ни было, большинство групп хотят, чтобы их миксы укладывались в определенный стиль, а для некоторых стилей, таких как bigband, аккустический джаз и большинство разновидностей рок-н-ролла, правила довольно строги. В индустрии звукозаписи поддерживается высокая марка микса благодаря наличию команд высококлассных профессиональных инженеров по звуку, которые раз за разом создают, как считает большинство обыкновенных людей, великоленые миксы. Но что конкретно они делают? Ничего магического – просто ряд довольно специфичных действий. Если вы поймете и научитесь делать то же самое, вы, возможно, тоже, в конечном итоге, станете одним из них. Это может показаться длительным процессом – но когда вы знаете, что вы делаете, дела идут быстрее. А когда вы понимаете, что делают успешные инженеры, вы можете обрести свой стиль. Эта книга поможет вам обрести свои собственные навыки с помощью визуальных представлений, поскольку визуализация способствует запоминанию. Но, вообще-то, картинка хуже тысячи звуков. Уважаемые Форумчане! В книге 162 листа, с иллюстрацией, поэтому закачиваю в сжатом виде... Удачи! |
:br: :br: :br: Виталич,
|
Виталич,
большое спасибо. |
Zab,
Благодарствуем. |
Виталич,
СПАСИБО. |
Мда-а...А господа Петелины оказывается плагиаторы!:frown: ...Как-то купил их книжку, так в главе про эквализацию слово в слово содрано с Д. Гибсона "Искусство сведения"! А я-то думал....:mad:
|
Цитата:
|
Мда... однако...
|
Цитата:
Я в таких помещениях стараюсь колонки поставить вплотную к стенке, сам стаю немного впереди. Таким образом ухожу из опасной зоны, которая находится между колонок. Да и себя лучше слышу. И ни вкоем случае нельзя располагаться в углу помещения, так как вероятность самовозбуждения в углу в несколько раз выше, чем у стены. Если помещение прямоугольное - располагаться желательно у стенки, которая меньше. |
Цитата:
|
Цитата:
|
Dдок,
Izotop Ozon :ok: Очень грамотная и культурная прога |
Valera,
Пробовали автоматический супрессор Behringer Shark какой-то там(не помню точно)...12 автоматических фильтров,4 режима.. Да,заводку он устраняет качественно,но звук однозначно и ощутимо портит.Кайфа нет :frown: |
Цитата:
А теперь точка зрения пессимиста-все это нужно при плохом материале,при хороших фонограммах улучшения нет,а испортить ,перестараться,можно запросто. Дома пользуюсь прогой Izotop Ozon,эксайтер использую только в верхней полосе(где-то с 5 kHz),а для НЧ использую BassMaximizer в режиме Brickwall (это все там внутри). После такой обработки "железный" эксайтер мне не нужен :ok: |
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
давала.Не знаю насколько это правда,но как пишет вышел из положения надев на провода акустики по несколько феритовых колец.Наводки пропали.:eek: :eek: |
Цитата:
|
Цитата:
взрослые люди а там кто знает, каких только каверз не преподносит нам техника:biggrin: :biggrin: |
Senia,
Цитата:
Музыканты-те же дети, только водку пьют. |
кто-нибудь знает, где в Одессе можно записать качественную демку???????
|
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
|
Вверх, для общего обозрения без повторов!
|
Энхенсер для вокала
Уважаемый Zab! Скажи, пожалуйста, если у вокалиста голосок чахлый, может ли Энхенсер улучшить ситуацию? Не то, чтобы сделать из г... Паваротти, но чтобы голос лучше звучал?
|
beaver,
Живьё или запись? |
Gor
Живье |
Zab,
Спасибо за науку. Уже очень хочется попробовать энхансеры при создании микса. |
Часовой пояс GMT +1, время: 18:04. |
Работает на vBulletin® 3. Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot.