Хочу внести немного конструктива в обсуждение палок (они-же - вертикальные линейные массивы или VLA).
В общем и целом теория работы VLA ничем не отличается от теории работы их старших товарищей - концертных линейных массивов.
Для начала будет полезно ознакомиться со статьей, вкратце описывающей работу VLA. Ее можно посмотреть по ссылке "
Длина линейных источников звука".
Процитирую выводы из статьи:
Линейный излучатель средней длины формирует цилиндрическую звуковую волну в ограниченном частотном диапазоне. Нижняя частота прямо пропорциональна квадрату длины массива, верхняя – пропорциональна расстоянию между излучателями. Но в среднечастотном диапазоне массив может формировать цилиндрическую волну с затуханием 3дб/удвоение расстояния. Как следствие из этого – на дальнем расстоянии будет ощущаться некоторый недостаток высоких и низких частот (т.к. средние частоты имеют затухание 3дб/удвоение расстояния, низкие и высокие – 6дБ). Для его компенсации можно вводить дополнительную компенсацию АЧХ в усилителе, а лучше всего иметь 2 пресета – дальний заброс и ближний заброс.
Для понижения нижней границы формирования цилиндрической звуковой волны нужно увеличивать длину VLA. Также на нижнюю границу влияет расстояние от торцов VLA до пола и потолка.
Для повышения верхней границы формирования цилиндрической звуковой волны нужно уменьшать расстояние между драйверами. Здесь поле для творчества гораздо меньше. Динамики имеют определенный размер и если ставить задачу повышения верхней границы формирования цилиндрической звуковой волны нужно переходить на 2-х полосный VLA с выделенным твиттерным массивом. При использовании малогабаритных твиттеров можно продлить верхнюю границу цилиндирической волны до 10кГц. В качестве примера можно привести один из наших проектов с 5" динамиками + твиттерным массивом
[img]http://*********net/8932185m.jpg[/img]