Цитата:
Сообщение от papacios
Sasha May,
Расскажите пожалуйста про везение...
|
"Как повезет" - поскольку можно получить, частичную/максимальную прибавку, так и частичное/полное вычитание ("противофаза"),
но лишь в узкой полосе - одним словом это интерференция...
Хаотичое распространение звуковых волн в помещении порождает дикую ломку АЧХ, многочисленными сложениями, зависящимих от углов фаз прямых, отраженных, переотраженных и тд волн в различных точках пространства.
Принято считать что в полупространстве прибавка 6 дБ, а в углу еще больше, но это
как повезет, поскольку зависит от свойств зала, а в банкетной деятельности с расстановкой никто не заморачивается, поскольку место зачастую предопределено...
... а зря, поскольку реально клинических случаев не так уж и много и в большинстве площадок можно существенно улучшить картину, если понять суть процесса и поэксперементировать с расстановкой сабов...
Самые распространенные проблемы:
1. Вычитание в спектре ~ 30-65 герц.. когда "в зале нет суба.." как ни наваливай..
2. Вычитание в спектре ~ 60-90.. суб низ вроде есть, но нет плотного панча.. "бочка не качает"
3. Провал на мидбасе, часто это сшивка полос 80-120 герц. Саб вроде есть, но в целом звучит "вяленько, рыхло, не динамично"
Как ни старайтесь - без опыта и измерительного оборудования идеальную картинку в
помещении построить у вас не получится.
Максимум что возможно это более менее ровная АЧХ, без существенных провалов и то, если попадется нормальный зал.
О хороших залах молчу, их нет... потому лучший зал - это его отсутствие, т.е. улица!
Не имея опыта и измерительного оборудования можно просто подвигать сабы и послушать, как лучше/хуже.
Первые движения будут скорее всего абстрактные, но в итоге существует вероятность, что вы найдете лучшее место.
Телодвижения нужно свести к тому, что бы вычитаемый спектр сместился за границы диапазона АС (в идеале вниз, ниже 50 герц), либо сумма фаз распределилась в спектре с минимальным вычитанием.
По формуле 330 / частоту провала / 2 = можно примерно понять расстояние до основных отражающей поверхности, которая портит картину.
Отдаляясь от этой отражающей поверхности частота провала снижается, приближаясь - увеличивается.
Не забывайте, что отодвигаясь от одной стены, вы двигаетесь к другой, а от потолка и пола вы вообще не сдвигаетесь, потому нет гарантий, что получится достичь хороших результатов...
Трата времени оправдана, если у вас оно вообще осталось перед началом или вы регулярно работаете в этом зале...
В результате не сложных манипуляций, если повезет - вы будете вознаграждены прибавкой эффективности в НЧ спектре, которой в большинстве всегда не достаточно.
Ниже примеры моделей различных площадок, где синий - АЧХ суба и черный - результат с учетом интерференции.
На картинке представлен замер топа на стойке.
В даном случае добавляется еще одна отражающая поверхность, вносящая дополнительную неравномерность в АЧХ.
Если не заморачиватья над результатом - тогда как повезет...
PS: выше не учтены такие моменты, как звукопоглощение и резонансы поверхностей, "моды" и "стояки", которые практически не поддаются точному расчету.