Просмотр полной версии : Уровень звука в микшере.
Назрел такой вопрос интересный...
Работаю с видео, на ТВ, знаю, что уровень звука должен быть до 0 дБ. Попросили помочь со сценическим звуком, сделал все то же: уровень до нолика, потом громкость на пассивных коллонках (вру: пока только одна колонка! :smile:) уже усилком выставляю. Зал маленький, поэтому ручка показывала где-то на 8 часов, то есть совсем чуть-чуть.
Но один человек, который, кстати, звук настраивает лучше меня, сказал, что это неправильно. Мол, нужно ставить ручку усилка не 12 часов, иначе при малых значениях усиления звук будет хуже: полезут "Б", "П" и тому подобное. А уже громкость нужно подстроить гейном. В итоге у него на пульте индикация почти не загоралась, такой был уровень звука! Так как звукач пока из меня плохой, то у него он был явно лучше, чем у меня.
Вопрос: как правильно поступать? По чьему сценарию? Разъясните новичку.
Присоединяюсь к вопросу, вероятно его лучше в школу звука перенести. Еще прошу, уточните плз почему при малых значениях усиления Б и П полезут итд.
Еще доп. вопрос задам по этой же теме. Я как-то писал, что при перебирании пальцами по корпусу радиомика, его (перебирание) слышно в колонках. На что мне посоветовали Гейн сделать поменьше, а фейдер сдвинуть повыше. Почему? Я не совсем понимаю.
Сильно упрощённо! Правильная настройка должна обеспечить максимально громкий,тонально сбалансированный звук при минимуме шума и искажений. Минимум шума обеспечивается правильной установкой чувсвительности(Gain) на каналах. Индикаторы "Clip" на линейках при этом должны лишь слегка зажигаться. Фейдера каналов и мастера должны находиться вблизи 0db, а необходимый уровень громкости устанавливается регуляторами на оконечнике(ах).На самом деле есть ещё масса тонкостей, но для начала хватит и этого.
Добавлено через 7 минут
По поводу радиомикрофона правило то же, как и при обычном микрофоне - набрать максимальное усиление в микрофонном усилителе линейки, чтобы было меньше шумов. А "при перебирании пальцами по корпусу радиомика, его (перебирание) слышно в колонках" из-за слабой виброразвязки (или её отсутствия в дешёвых системах) капсюля микрофона и корпуса - тут уже трудно что-то радикальное сделать.
Фейдера каналов и мастера должны находиться вблизи 0db, а необходимый уровень громкости устанавливается регуляторами на оконечнике(ах).
А я почему-то думал, что входы усилителя правильно будет полностью открывать, т.е. регуляторы вправо до упора.kuku Ошибался наверное.:rolleyes::smile:
timapheich
20.02.2012, 19:37
"Б" и "П" или, так называемые взрывные согласные, больше будут присутствовать как раз-то при больших значениях gain. Хорошо лечится параметрическим EQ.
Алексей (repin-a), я тоже практически до отказа "открываю" усилок (там ведь практически нечему шуметь-оконечник все-таки), а вот с микшерами и приборами обработки стараюсь не перебирать.
Попадались пару моделей радиомикрофонов, у которых "съём" рук был заметно завышен. Думаю, что это конструктивная особенность некоторых моделей, результат компромисса "цена-качество".
А вообще-то тема, конечно, интересная, поддерживаю предложение коллеги перенести её в "школу звука" и предоставить слово уважаемым преподавателям.
Сильно упрощённо! Правильная настройка должна обеспечить максимально громкий,тонально сбалансированный звук при минимуме шума и искажений. Минимум шума обеспечивается правильной установкой чувсвительности(Gain) на каналах. Индикаторы "Clip" на линейках при этом должны лишь слегка зажигаться. Фейдера каналов и мастера должны находиться вблизи 0db, а необходимый уровень громкости устанавливается регуляторами на оконечнике(ах).
Это прям из разряда вредных советов "как уробить аппарат".:eek:
1. Уровень на линейках при штатной музыкальной (речевой) программе должен быть ниже индикации clip *. Для микрофонов следует оставлять как можно больший запас перед фактической перегрузкой любого узла (микшер или прибор обработки). В противном случае заводка микрофона или слишком громкий уровень положат пульт в перегрузку, что поможет спалить акустику.
2. Исключением для уровня на линейках является музыкальный источник с фиксированным максимальным уровнем. Например Мини диск, CD дека, ноутбук.... Тут по вкусу можно поддать более высокий уровень на линейке.
3. Оптимальное сочетание сигнал-шум обеспечивается адекватными уровнями усиления между всеми устройствами тракта. Микрофонный шум нужно придавливать приборами-гейтами, а не выбирать максимальный динамический диапазон пульта.
4. Причину возникновения Б и П иногда следует искать в кратковременной заводке микрофонов. В остальных случаях виновата обработка голоса, вызывающая "помпаж" при определенных уровнях сигнала**.
5. Усилители всегда должны быть открыты на максимум. Адекватный уровень сигнала и баланс уровня между полосами выставляется в спикер-процессоре. Исключением могут быть активные колонки - выставляем им входной уровень на вкус.
6. При непонятках "где у этого прибора clip" - лезем в инструкцию прибора и смотрим характерискику. Для большинства аналоговых микшерных консолей максимальным уровнем является отметка +18db (+20dbu), после которой начинается искажение звукового сигнала самим микшером***.
* - Многие производители консолей пишут clip напротив светодиода уровня +8 ... +12дб. Фактический клип пульта чуть выше, см пункт 6.
** - Вариант "плохой микрофон" который "заплевывается" или не опытный артист тут не рассматривается :)
*** - Гармонические искажения начинаются гораздо раньше уровня +18дб, что проявляется в "подкрашивании" звука.
timapheich
20.02.2012, 21:06
Не совсем понятна фраза " в остальных случаях виновата обработка голоса...."
У разных людей и разные особенности произношения, как твердых согласных, так и шипящих-свистящих. И там, где у одних все нормально-у других сплошное "пыханье" или "свист" (при тех же настройках). Особенно при использовании конденсаторных микрофонов. Правильный подбор микрофона, соблюдение оптимального расстояния до микрофона, правильно отрегулированный гейн, ну и эквализация, соответственно-типа всегда помогало. Иногда достаточно изменить угол "говорения" в микрофон.
timapheich, см сноску **.
Я эти уточнения дописал чуть позже самого сообщения.
3. Оптимальное сочетание сигнал-шум обеспечивается адекватными уровнями усиления между всеми устройствами тракта. Микрофонный шум нужно придавливать приборами-гейтами, а не выбирать максимальный динамический диапазон пульта.
точнее и не скажеш!
усилитель на всю накручивать как-то стремно,обычно ставлю на 15 часов( мне хватает)хотя может надо и на всю.
макс13, в плане сигнал-шум скручивание на 15 часов ничего не даст. Каких-то 3-5дб, что капля в море на фоне отношения сигнал-шум всего тракта. Мощность это тоже никак не ограничит.
Я в свое время перевел все украинские 2SC на коэффициент усиления 32дб, до этого было 36дб. Просто с моим аппаратом и другими усилителями удобнее работать при 32дб на концах (чтобы каждый раз не пересчитывать gain в родных пресетах). До этой переделки скручивал 2sc до уровня 32дб, правда родные отметки врали, приходилось с вольт метром. Скручивал до тех пор, пока один умник не выкрутил гейн на полную. Слава богу я заметил и прибрал уровень, аппарат уцелел. На следующий день взял паяльник и сделал гейн 32дб при открытии "на всю" у всех усилителей 2SC.:biggrin:
timapheich
20.02.2012, 21:55
timapheich, см сноску **.
Я эти уточнения дописал чуть позже самого сообщения.
Принято! Сори, неунимательно читал.
Уважаемый dubstep! Я не зря написал слова сильно упрощённо. Индикаторы "Clip" на линейках при этом должны лишь слегка зажигаться-продолжу мысль дальше - лишь на пиках звукового сигнала.
5. Усилители всегда должны быть открыты на максимум. Очень спорное утверждение!
Простейшая ситуация: усилитель 2х1000вт RMS, зал на 30 человек. Если окрыть усилитель полностью, на пульте почти все фейдера или крутилки каналов придётся ставить в минимальные положения. А ведь схемы пультов не имеют тонкомпенсированных регуляторов громкости. Лажа, однако, очень неудобно ловить уровни каналов, да и часто при этом надо накручивать канальные эквалайзеры! А вот когда фейдера находятся вблизи зоны 0 db, работать намного комфортней. Полностью, или почти полностью можно "открывать" оконечники при наличии активного кроссовера, или процессора АС, тут спору нет. Я упрощённо описал настройку простейшей системы без кроссовера или процессора. Простейшая система также не предполагает наличия гейтов и других обработок.
Добавлено через 4 минуты
Кстати, угробить аппарат при такой методике настройки достаточно трудно.
shora, Можно выбрать усилитель с гейном 24-26дб вместо 36дб, чтобы не скручивать усилитель и работать с уровнями около 0дб на пульте.
Не совсем понял взаимосвязь с уровнем сигнала на усилитель и тонкомпенсацией и накручиванием EQ. :eek:
Простейшая ситуация: усилитель 2х1000вт RMS, зал на 30 человек. Если окрыть усилитель полностью, на пульте почти все фейдера или крутилки каналов придётся ставить в минимальные положения. А ведь схемы пультов не имеют тонкомпенсированных регуляторов громкости.
Бред. Во-первых: индикаторы на то и есть, чтобы показывать "действительный" уровень, а не то, что вы хотели бы на них увидеть! Во-вторых: "2х1000вт RMS, зал на 30 человек" вполне нормально, если усилитель правильно рассчитан под PA, нужно выводить гейны в "0". Вообще не припоминаю за свою практику, чтобы избыток мощности приводил к каким либо проблемам, обычно наоборот, контролируешь, чтобы не клипало. В-третьих: "тонкомпенсированных регуляторов громкости" вообще здесь не причем.
p.s. мне это напомнило случай с одним ди-джеем, которого попросили в начале мероприятия поиграть негромко лаунж. Прибегает ко мне организатор, мол "у вас оборудование неисправное, все тресчит", подхожу к пульту, у чувака мастер почти до упора вниз, а гейны на каналах до упора вверх. Так вот объяснил он это тем, что ПРИ МАЛЕНЬКОЙ ГРОМКОСТИ ЕМУ ИНДИКАТОРОВ НЕ ВИДНО! Скотч помог...
Просто всё. Фейдера линеек микшера являются нетонкомпенсированными, т.е. при уменьшении уровня регулятором, происходит заметное "сворачивание" звука в соответствии с кривыми равной громкости. Меньше громкость - приходится поднимать края диапазона эквалайзером для компенсации слуховых потерь. В тонкомпенсированных регуляторах громкости есть специальные внешние цепи частотной коррекции, они пусть и не очень точно, но такую коррекцию выполняют.
Область 0 db у регуляторов соответствует области с минимальной частотной коррекцией.
И что значит "можно выбрать усилитель с гейном 24-26дб вместо 36дб"? А если он уже есть, или используется активная акустика? К тому же полностью открытый вход мощного усилителя - это слышимый шум выходного усилительного каскада пульта или предшествующего усилителю прибора.
Добавлено через 3 минуты
О джедаях лучше вообще не вспоминать, мы здесь о нормальных музыкантах и о нормальной эксплуатации оборудования говорим.
Добавлено через 11 минут
Каждый усилительный каскад неизбежно вносит в полезный сигнал паразитную шумовую составляющую. Борьба за минимальный шум в колонках начинается ещё в микрофонном предусилителе пульта. Недобрав усиления в нём, мы сразу безнадёжно ухудшаем соотношение сигнал/шум всей системы в целом. Надежда добрать усиление канальным фейдером "вперёд, побольше" или мастером напрасна. Да, уровень добавим, только при этом ещё попутно значительно увеличим шум на выходе. Оно нам надо?
shora, см пункт 3.
На сколько можно свернуть gain? На 6-10дб?
Полностью открытый вход усилителя не должен увеличивать шумность системы. Не должен.
Если такое легкое скручивание убирает слышимые шумы, то проблема в несогласованности уровней между приборами. 6-10дб это капля в море на фоне соотношения сигнал-шум самих приборов. Ну или как вариант: один прибор мейд ин чайна, его характеристики не соответсвуют заявленным. Хотя может быть еще банальнее - у производителя отсутствует выходной контроль. На бумаге написано с/ш <90дб, а по факту прибор шумит на уровне 60дб.:tu: Прибор под замену.
p.s. в моем случае, при открытых фейдерах и мастере, кручение gain на усилителе никак не влияет на едва различимое шипенье в колонках. Этот шумок усилителя его собственный, шумов системы на его фоне не слышно. Это одинаково справедливо при подключении 2SC, QSC PLX, Powersoft, LabGruppen.
Да и слава Богу, что вы можете себе это позволить. Но у автора темы техника наверняка попроще, и там проблема собственных шумов компонентов может стоять достаточно остро.
Неправильное согласование уровней часто приводит неопытных пользователей к мысли, что"техника плохая". И начинается безосновательное:" А эта фирма ващее г...о".
Полностью открытый вход усилителя не должен увеличивать шумность системы. Не должен.Но увеличивает. На большой сцене или площадке это менее заметно, а вот когда в маленьком кафе люди находятся очень близко от акустики, тут всё слышно.
Но у автора темы техника наверняка попроще,
Сомневаюсь и вот почему:
Работаю с видео, на ТВ,
Если уж говорить про технику по проще (в разрезе повышеных уровней на пульте).
1. У простой техники, при повышении уровня на каналах, гораздо большее количество гармонических и интермодуляционных искажений. Вроде и сигнал еле до клипа доходит, а искажений и окраски звука просто море.
2. Динамический диапазон системы может быть гораздо ниже, можно легко залететь в реальный клип при меньшем уровне.
Добавлено через 4 минуты
p.s. не стоит забывать про необходимый запас по уровню внутри микшерной консоли. Для того чтобы смикшировать раскачегаренные линейки, нужно где-то взять headroom, который может закончиться при сложении двух раскочегаренных линеек.
Фейдера линеек микшера являются нетонкомпенсированными, т.е. при уменьшении уровня регулятором, происходит заметное "сворачивание" звука в соответствии с кривыми равной громкости. Меньше громкость - приходится поднимать края диапазона эквалайзером для компенсации слуховых потерь. В тонкомпенсированных регуляторах громкости есть специальные внешние цепи частотной коррекции, они пусть и не очень точно, но такую коррекцию выполняют.
Область 0 db у регуляторов соответствует области с минимальной частотной коррекцией.
Вы упорно пытаетесь доказать свои домыслы. Если Ваш микшер значительно изменяет форму сигнала в зависимости от выходного уровня, с ним что то не в порядке. В приделах своего динамического диапазона частотная характеристика на выходе будет практически идентична входному сигналу. Другое дело, что АЧХ самой акустической системы меняется в зависимости от уровня, но все равно уровень выхода микшера тут ни при чем.
Индикаторы всех устройств должны быть согласованы, усилитель не должен начинать клипать раньше или позже микшера, и тут не о чем говорить.
Redimor, +100.
Никакой прибор до усилителя не должен клиповать при любых обстоятельствах.
Как раз shora прав. :smile: На ТВ мне все понятно: уровень сигнала должен быть примерно -3 дБ, я смотрю на индикацию и мне все понятно. А это меня попросили помочь со сценическим звуком, аппаратура скромная.
Но мне важно понять сам принцип, я думал, что уровень звука из пульта должен выходить около 0 дБ, аналоговая аппаратура предоставляет запас по динамическому диапазону на случай перегруза. А после этого сигнал с пульта я должен усилить до нужного уровня усилком.
Получается, что нет? Значит, мне нужно отталкиваться, наоборот, от усилка? Ставлю на нем громкость (не знаю, как правильно по-научному) на максимум, фэйдера на ноль, а нужный уровень звука в зале настраиваю гэйном. А уже в процессе работы шевелю фэйдерами. Так получается?
Наоборот! Усилитель трогаем в последнюю очередь! Начинаем с Gain линейки, контролируем по индикатору перегруза канала,чтобы не клиповал, фейдер канала на 0db, далее мастер на 0db и далее на усилителе регулятором выставляем максимальную необходимую громкость.
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
shora, вот в том то и дело, что делал я так, как Вы объясняете, мне этот принцип понятен.
Но вот столкнулся с противоположенным мнением, решил углубиться в этот вопрос.
ser_fil, опишите весь тракт в этом заведении. Пульт --> ??? -> Колонки.
А также мощность усилителя и колонок (можно их модели, остальное гугл подскажет).
Redimor! Тонкомпенсация - это не мои домыслы, а плод разработок и научных исследований в области психоакустики. Почитайте, тема-то достаточно известная.
Я о ней знаю с 80-х годов.
Добавлено через 2 минуты
Уважаемый dubstep! Возможно,я вас чем-то расстроил или озадачил, но это всё работает.
Полностью открытый вход усилителя не должен увеличивать шумность системы. Не должен.Но увеличивает.
Снова бред, shora, разберитесь в элементарных понятиях для начала, потом советуйте. Шумность какой системы он у вас увеличивает ?:smile: Если есть составляющая шума на выходе из микшера (чего быть не должно), то как бы вы его не усиляли (ослабили) на входе усилителя, соотношение останется неизменным. А вот если вы ослабите усиление на входе усилка, то соотношение полезного сигнала и собственного шума усилителя станет меньше, а значит и шуметь будет больше:biggrin:
Добавлено через 2 минуты
Redimor! Тонкомпенсация - это не мои домыслы, а плод разработок и научных исследований в области психоакустики. Почитайте, тема-то достаточно известная.
Я о ней знаю с 80-х годов.
Я еще раз говорю: сигнал на выходе будет практически идентичным входному, в приделах динамического диапазона. Какая тонкомпенсация)))
В случае систем с многополосным усилением оконечники открываем, а соотношение
уровней по полосам выставляем в активном кроссовере или процессое АС. Тоже ничего нового.
пульт Behringer XENIX X1832 usb - Park Audio CF500 (не знаю: 4 или 8, не вникал) - портал MAG MS 115 (пока только один, тоже не вникал, какой именно).
Честно говоря, не ожидал, что этот вопрос такой неоднозначный... Думал, все просто. :smile:
:mad::mad:Наоборот! Усилитель трогаем в последнюю очередь! Начинаем с Gain линейки, контролируем по индикатору перегруза канала,чтобы не клиповал, фейдер канала на 0db, далее мастер на 0db и далее на усилителе регулятором выставляем максимальную необходимую громкость.
shora, уймитесь:mad:!!! ser_fil, я бы настоятельно не рекомендовал бы вам прислушиватся к этим "поучениям"!
Redimor! почитайте! Прозреете, думаю. [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Redimor! почитайте! Прозреете, думаю. [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Тоже мне авторитетные акустики:biggrin: "Медленно поворачивайте регулятор до момента наступления первых признаков перегрузки":eek: Да все просто в вашем сетапе ser_fil , все приборы согласованы между собой, так что можете смело выкручивать гейны в усилителях в "0", мастер на микшере тоже "0" (+/-3 Дб), а там настраивайте входные сигналы источников.
пульт Behringer XENIX X1832 usb - Park Audio CF500 (не знаю: 4 или 8, не вникал) - портал MAG MS 115 (пока только один, тоже не вникал, какой именно).
Честно говоря, не ожидал, что этот вопрос такой неоднозначный... Думал, все просто. :smile:
В Вашем случае не все так страшно. Как я понял из описания, мощности АС и усилителя одинаковы. Следовательно моргание клипа усилителя будет наглядной индикацией "хватит наваливать". Если бы усилитель был мощнее, то индикация пульта была бы информативна только в районе 0дб, где у большинства пультов минимальный шаг индикации. Большая "кучность" попадания в уровень.:smile:
shora, подробности по нажати кнопки "скрытый текст"
Здравый ум автора руководства под сомнением.
Чего только стоит цитата:
4. Закройте свои уши и включите усилитель
5. Медленно поворачивайте регулятор до момента первых признаков перегрузки. Стоп!...
Примечание: если при этой мощности "вылетают" головки АС....
Хочется ответить - без коментариев:biggrin::biggrin:
Вредные советы "как крутить ручки вслепую и вглухую".
Вместо 8 страниц можно было привести пример пересчета уровней db в напряжение RMS. Гораздо полезнее объяснить человеку реальное соответствие уровня на пульте и выходной мощности усилителя при этом уровне.
Надеюсь меня простит Николай за использование нового тега, проходящего пока тестирование.:rolleyes:
Согласен, не всё там гладко, но разумных мыслей там намного больше, чем бреда и откровенных ляпов. Писали-то живые люди.
Если бы усилитель был мощнее, то индикация пульта была бы информативна только в районе 0дб, где у большинства пультов минимальный шаг индикации. Большая "кучность" попадания в уровень.
Растолкуйте, пожалуйста, чайнику, не понял сути.
По этой схеме у меня не то что не будет на пульте, как у Вас на аватарке, вообще индикация моргать не будет! Непривычно как то и противоречит менталитету видяшника. :smile:
ser_fil, иногда мощность усилителя ощутимо больше мощности АС.
В простых инсталляциях нет спикер процессора и нужно как-то в ручную контролировать уровень, чтобы не сжечь колонки.
Удобно контролировать уровень по индикации микшера. Но только в тех случаях, когда не большой шаг индикации между светодиодами. Обычно минимальный шаг индикации около уровня 0дб. Великое счастье, если усилитель развивает необходимую мощность в этом диапазоне входного уровня.
В любом случае этот геморой не касается Вашего случая. Для контроля уровня можно поглядывать на усилитель и не давать ему до частого мограния клипов, т.к. мощность усилителя совпадает с мощностью АС.
Согласен, не всё там гладко, но разумных мыслей там намного больше, чем бреда и откровенных ляпов. Писали-то живые люди.
Предположим не писали, а какбэ помягче ...переводили и адаптировали, если интересно вот первоисточник ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]) их вдохновения. RANE оч извесная контора своими изысканиями в про звуке, но все на англицком.
Работает на vBulletin® 3. Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод:
zCarot